Домашняя экзотика. Петербуржцы тратят 1,5 млрд рублей в год на корма и лечение экзотических питомцев

Автор фото: Алексей Лобанов

Спрос на экзотических животных в Петербурге стабилен, меняется только мода: сейчас вместо гусениц и водных черепах покупатели выбирают змей и енотов. На корма и лечение зверей горожане тратят до 1,5 млрд рублей в год.

Несмотря на кризис, петербуржцы продолжают покупать экзотических животных — в основном хорьков, кошек и собак необычных пород, рептилий и африканских ежей. Но большую часть зверей приобретают не в магазинах, а по объявлениям в соцсетях и на специализированных сайтах. Часть таких объявлений размещают предприниматели и питомники, часть — физлица, которые разводят животных дома или привозят из–за границы.
"В итоге реальный объем рынка невозможно определить, слишком много частных заводчиков с домашними коллекциями, — рассуждает Ксения Сырова, коллекционер экзотических животных, — а простые экземпляры сейчас можно найти в любом более–менее крупном зоомагазине".

Модные жабы

Самые крупные специализированные офлайн–магазины — "Экзоменю", ЗАО "Полюстровский рынок", "Завр" и др. В основном они зарабатывают на продаже кормов и принадлежностей для ухода за животными. Даже те, кто купил зверей с рук, за продуктами и лекарствами приходят в магазины. Если исключить животных, которых покупают очень состоятельные люди, объем петербургского рынка товаров для редких домашних зверей оценивают примерно в 1,3–1,5 млрд рублей в год. Это около 3–5% городского рынка зоотоваров.
Основатель онлайн–площадки по поиску временного размещения для питомцев Divemby.ru Никита Арсеньев рассказывает, что петербуржцы, которым не хватает кошек и собак, чаще всего держат дома бенгальских котов, змей и ежей. "Не говоря уже о черепахах и грызунах — они стабильно популярны, — добавляет предприниматель. — А несколько раз нам сдавали на хранение пауков в аквариуме".
Оксана Чичерова, директор зоомагазина "Шерстяной", добавляет, что благодаря широкому распространению в Интернете роликов с участием енотов на них также увеличился спрос.
Ксения Сырова уверена, что кризис на рынок практически не влияет: если речь идет о заказе животного из–за рубежа, то цена будет зависеть от курса доллара, но почти все виды можно найти и у местных заводчиков. "Самый высокий спрос на змей, ящериц, лягушек. Их хорошо разрекламировали, пошла волна моды. А она заметно меняется: например, около 10 лет назад купить в Петербурге кивсяка (вид многоножки) было гораздо проще, чем сейчас. Теперь куда проще купить питона", — поясняет она. Ксения Сырова добавляет, что дороговизна и сложность ухода за животным зависит от вида. Например, тропических рептилий содержать недешево — они требуют обогрева, поддержания влажности специальными приборами.
Дороже всего стоят корма для листоядных (мангустов, кенгуру) — от 6–7 тыс. рублей за 1 кг. С насекомыми проще: тараканов или кивсяков содержать может любой, корм для них обходится в несколько сотен рублей в месяц. Кстати, сверчки, мыши и даже цыплята продаются в зоомагазинах не только в качестве домашних любимцев, но и как живой корм — для рептилий, мангустов, ежей и др.
"То, что в кризис спрос не падает, неудивительно, — заключает Ксения Сырова. — Люди никогда не отказываются от удовольствий и хобби, сколько бы это ни стоило. Купить редкую змею для любителя — это примерно как купить айфон (цена, кстати, примерно та же, а бывает и выше)".

Страус на даче

Оксана Чичерова добавляет, что домашние звери, которые живут у горожан со средним достатком, — жабы, аквариумные рыбки, хорьки, и действительно дорогие экзотические звери — это, по сути, два разных рынка. "В России экзотические животные более чем востребованы: цирки, рестораны, различные частные зоопарки, как ни странно, ночные клубы (преимущественно в Москве) и относительно новый развивающийся рынок контактных зоопарков, — поясняет она. — Состоятельные люди покупают зверей для забавы и подчеркивания статуса. Я знаю людей, кто держит на участке загородного дома страусов и павлинов".
Примерная стоимость страусенка на рынке — от 15–20 тыс. рублей, удава — от 30 тыс. рублей, а кенгуру — от 20 млн рублей. При этом если кошек, морских свинок и других "квартирных" зверей чаще всего разводят в местных питомниках, то дорогостоящих экзотов почти всегда везут издалека.
"Попугаев редких пород, обезьян, некоторые виды рептилий, гигантских черепах, улиток, ящериц, редких насекомых везут из Африки и Южной Америки, — рассказывает она. — Рептилий и земноводных — из Юго–Восточной Азии. Доставляют их в Россию обычно морем, поэтому большое количество животных проходит через Петербургский морской порт".
Всю жизнь рептилии считались экзотическими, но техника развивается, появляются готовые корма, которые позволяют без особых усилий держать таких животных дома, и спрос, естественно, растет. Среди рептилий по популярности лидируют хамелеоны, змеи. Что касается теплокровных — до сих пор в моде хорьки, для них выпускают море клеток, одежды, игрушек, это целая индустрия. Высокий спрос также на крупных попугаев — это ары, жако и т. д. Среди рыбок тоже есть редкие виды, например арована, которая в Юго–Восточной Азии считается символом достатка и благополучия. Стоить такая рыбка может до $10 тыс., их часто заводят предприниматели.
Алексей Пашкевич
ведущий специалист сетей МореZOO и "АкваИнтерио"
Главная проблема рынка — контрабанда. Ежегодно на российской границе задерживают свыше 150 тыс. экзотических животных. Но это, по мнению экологов, лишь 20% живой контрабанды. Источники утверждают, что объем черного рынка растет на 30–40% в год. Теневой рынок экзотических животных по прибыльности уступает только торговле наркотиками. Высок спрос на те виды, которых используют для извлечения прибыли. Уличные фотографы в туристических местах используют обезьян, змей, енотов, попугаев. Животных выкидывают, когда они становятся агрессивными, теряют "товарный вид".
Ольга Чичерова
директор магазина "Шерстяной"