Импортер спасается соленьями и соками

Автор фото: Михаил Джапаридзе/ИТАР-ТАСС
Автор фото: Михаил Джапаридзе/ИТАР-ТАСС

Некогда один из крупнейших импортеров страны "Балтфрут" из–за санкций практически прекратил импорт фруктов и овощей и вложил 150 млн рублей в производство соков, десертов и солений.

Один из крупнейших импортеров фруктов и овощей середины 2000–х годов, "Балтфрут", построил собственное предприятие по производству продукции из овощей и фруктов под брендом "Сила традиции". Компания инвестировала в оборудование 150 млн рублей. Под производство выделено 12 тыс. м2 в складском комплексе компании общей площадью 30 тыс. м2, который расположен на территории бывшего Охтинского деревообрабатывающего комбината.

Соки и соленья

Проектная мощность нового предприятия составляет 270 т продукции в сутки. Из них 200 т — это соки прямого отжима, около 10 т — овощи в вакуумной упаковке, 30 т — фруктовые десерты, 10 т — консервация и соленья, остальное — блины, готовые блюда в вакуумной упаковке и т. д. "Рынок и санкции вынуждают переходить на свое производство. Мы начали с того, что в России практически не производили: очищенные овощи в вакууме, фруктовые десерты, готовые блюда в ваккууме и т. д.", — говорит генеральный директор и владелец компании Александр Чупин. По его словам, сейчас компания поставляет свою продукцию в сети "Лэнд", "О’Кей", "Дикси", "Магнит" и другие.
Деятельность по импорту "Балтфрут" практически прекратил. "Мы приостановили работу из–за санкций и ввозим только то, что нужно для производства. Сейчас сети начали сами ввозить продукцию, и многие импортеры потеряли этот рынок", — говорит Александр Чупин. В дальнейших планах компании — переехать в Шушары, где 10 лет назад планировалось построить склад, а землю на Магнитогорской ул. отдать под деловую застройку.
"Балтфрут" работает на рынке импорта с 1991 года, в середине 2000–х годов компания входила в четверку крупнейших импортеров фруктов и овощей в России наряду c "Джи Эф Си", "Санвэй" и "Сорус" (все они обанкротились, за исключением "Балтфрута").
Оборот "Балтфрута", по СПАРК, в 2015 году составил 1,4 млрд рублей. По данным "Форбс", в 2006 году выручка компании составляла $240 млн (по курсу 6,3 млрд рублей), и она входила в рейтинг крупнейших частных компаний России.

Рискованный импорт

После эмбарго на ввоз продуктов питания многие импортеры свернули свою работу или обанкротились. Например, такая участь постигла ООО "Арго" из топ–5 крупнейших импортеров сыра в РФ. Прекратили существование лидеры оптового рынка алкоголя "Русь–импорт" и "Мозель", банкротится крупный поставщик виски, коньяка, рома и вина "Евро–арт". Оставшиеся же игроки задумались о собственном производстве.
Как ранее сообщал "ДП", импортер сыров из Москвы — ООО "Модуль" планирует построить сырный завод мощностью 7,2 тыс. т в год в Луге. Объем инвестиций оценивался в 1,5 млрд рублей. Один из лидеров дистрибуции и логистики молочной продукции в Петербурге и области — ООО "4Ф" считается конечным бенефициаром компании, торгующей молочной продукцией под брендом "Баба Валя", которая выпускается на мощностях ООО "Производственный комбинат "Волотовский" с осени 2014 года, после введения в России эмбарго на импорт продуктов.

Живительные санкции

Растет и рынок отечественных фруктов и овощей: за последние 4 года на 52% выросло производство овощей закрытого грунта и на 20% — открытого, подсчитали в Национальном союзе производителей плодов и овощей. "В декабре союз оценивал, что по итогам 2016 года производство тепличных овощей составит около 875 тыс. т, что на 17% выше показателя 2015–го. Это делает переработку овощей и фруктов перспективным направлением", — считают эксперты ИК "Гриффон–Эксперт". Впрочем, не все разделяют оптимизм. Например, несколько лет назад концерн "Детскосельский" планировал построить завод по производству овощей в вакуумной упаковке, но в итоге от этих планов отказались.
"Сейчас низкие закупочные цены на овощи. Картофель, например, в этом году стоил 7 рублей за 1 кг, а из–за погодных условий производители понесли большие убытки", — отмечает совладелец концерна Юрий Брагинец, добавляя, что пессимистически оценивает проекты по переработке овощей.
Переработка овощей и фруктов — перспективная ниша на российском рынке. Продукция, предлагаемая в сегменте (назовем его условно) корейской моркови, в России, особенно в регионах, производится кустарно. Продукт, произведенный в промышленных условиях под определенной маркой и позиционирующийся как свежий и полезный для здоровья, найдет отклик у потребителей. Важно войти в крупные торговые сети, но здесь необходимо выдержать требуемый объем, выстроить логистику, кроме того, производитель может столкнуться с конкуренцией частных торговых марок сетей и их собственным производством солений и овощных полуфабрикатов.
Александр Петренко
гендиректор ИК "Гриффон–Эксперт"