Блоги «ДП». Производить нельзя заменить: где поставит запятую фармрынок России

 

Автор — практикующий хирург, имплантолог, кандидат медицинских наук
На прошлой неделе на сайте «Делового Петербурга» мне на глаза попалась статья о развитии отечественного фармрынка — с весьма оптимистичными прогнозами. Людям моей профессии есть что сказать на этот счет, учитывая, что из отечественных препаратов в кабинете имплантолога чаще всего используются разве что хлоргексидин, перекись водорода и физиологический раствор. Позиции импортных аналогов — намного крепче и увереннее.
Разумеется, развивать фармацевтический рынок в России нужно. Но думаю, что не стоит питать иллюзий насчет его стремительного роста. Заменить все импортные препараты на отечественные аналоги в ближайшие 5 лет не удастся при любой интенсивности работы. И тому есть несколько причин.
Нужно понимать, что если мы хотим, чтобы отечественные препараты доминировали на российском рынке, то это означает, что они должны доминировать и на мировом рынке. Такое активное развитие фармацевтической отрасли предполагает не только построение эффективного производства со строгим контролем качества. Это еще и масштабные, качественные исследования, которым будет доверять международное врачебное сообщество. Это годы завоевания рыночной ниши: опыт и практика научили врачей быть достаточно консервативными в таких вопросах.
При этом хочется отметить, что наличие своей собственной площадки для производства лекарств в России не гарантирует его низкой стоимости внутри страны! Например, сейчас стоимость отечественного анестетика ниже стоимости зарубежного примерно на 30%. Правда, если у зарубежного препарата рост стоимости в 2016 году составил не более 5%, то отечественный препарат подорожал аж на 15%. Несмотря на относительно низкую стоимость, по моим данным, не более 2% от общих поставок анестетиков приходится на препараты отечественных производителей. Основные заказчики — государственные учреждения. Почему? Потому что коммерческие клиники практически не закупают российские анестетики из-за нестабильности поставок и качества.
К тому же далеко не всегда можно сравнить эффективность дженериков и их импортных аналогов. Среди непрофессионалов существует странное медицинское заблуждение: если одно и то же действующее вещество в одинаковой дозировке используется в двух разных препаратах, то действие препаратов будет одинаковым. Эти теории находятся на уровне знаний школьной химии и биологии.
Приведу пример. В стоматологии основной фармпрепарат, который используется практически на каждом приеме, — это местный анестетик. И в российском, и в зарубежном препарате используются одни и те же действующие вещества, при этом эффективность совершенно разная! В отечественном варианте может встречаться повышенное количество пузырьков воздуха, которые деактивируют одно из действующих веществ — эпинефрин. Чтобы повысить действенность препарата, производитель вынужден добавлять в такой препарат специальные консерванты (на 60% больше дисульфита натрия), которые являются аллергенными.
Вторая проблема — это фасовка препарата. На Западе его фасуют в стеклянные карпулы, покрытые силиконом — таким образом, препарат защищен от реакции со стеклом. В отечественном варианте такого защитного покрытия нет, поэтому для нейтрализации возможных реакций производитель добавляет ЭДТА. Это довольно сильный аллерген. По данным ВОЗ, не менее 20% пациентов страдает от аллергии. Получается, что добавки, которых можно было бы избежать, могут привести к неприятным и даже плачевным последствиям. Именно аллергия является наиболее частой причиной серьезных осложнений на приеме у стоматолога, вплоть до смерти.
На мой взгляд, только если импортозамещение зарубежных лекарственных препаратов станет задачей номер один для нашей страны и будет выделен соответствующий бюджет для ее реализации, то у России есть шансы через 20-30 лет стать лидером в фармацевтической отрасли.