Вне зоны доступа

В 2016 году забуксовали сразу два крупных проекта по развитию промзон в Петербурге на 6,5 млрд рублей: в Рыбацком и на Ржевке.

Журналисты "ДП" провели ревизию 27 промышленных зон города, которые Смольный уже много лет пытается развивать, потратив на это за все время 16 млрд рублей (полный отчет см. на dp.ru). Результат этих усилий разочаровывает: число резидентов промзон сокращается, несмотря на многомиллиардные инвестиции в привлечение и поддержку промышленников. А два последних крупнейших проекта развития промзон за счет бюджета забуксовали. Речь о Рыбацком и Ржевке. Один за другим подрядчики прекратили обустройство инфраструктуры на этих территориях и теперь судятся со Смольным.

Стоп–стройка

Проекты развития промзон Ржевка и Рыбацкое стартовали в 2012–2013 годах. Уже в 2014 году там должны были быть построены новые улицы и обновлены коммуникации. Однако сейчас работы полностью остановлены. Менеджеры предприятий, работающих в этих промзонах, с грустью показывают журналистам зарытые в землю и ни к чему не присоединенные сети, а также начавшие было строиться, но заброшенные дороги.
Традиционное для чиновников и подрядчиков оправдание о нехватке денег на этот раз не подходит. Из года в год в бюджет закладывалось все больше и больше денег на развитие Ржевки и Рыбацкого. Более того, деньги на развитие этих промзон, судя по отчетам об исполнении Адресной инвестиционной программы, реально перечислялись: в общей сложности 491,2 млн рублей на Ржевку (2012–2016 годы) и 638,2 млн рублей на Рыбацкое (2013–2015 годы).
Однако каждый год срок окончания проектов отодвигался, и теперь чиновники надеются завершить их в 2020–2021 годах. При этом глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин признает: сейчас там никакой стройки нет, а когда будет — неизвестно.
"В связи с фактическим прекращением подрядчиками работ и невыполнением ими своих обязательств по контрактам были инициированы процедуры расторжения данных контрактов, которые в настоящее время продолжают рассматриваться в судебных инстанциях", — рассказал Максим Мейксин.
Причем уже понятно, что судебные тяжбы серьезно затянут развитие промзон, ведь, пока не будет расторгнут договор с предыдущим подрядчиком, запустить на объект нового будет невозможно.

Ошибки прошлого

Проблема при первом приближении кроется в недостатках администрирования проекта. К примеру, в Рыбацком подрядчик, выбранный по конкурсу, ЗАО "Стройкомплект", обнаружил серьезные ошибки в проекте, который чиновники заказали и приняли, а затем передали строителям. "Когда мы это выяснили все, доложили заказчику, и заказчик подал в суд на проектную организацию, выиграл этот суд, — рассказывает генеральный директор ЗАО "Стройкомплект" Александр Шамарин. — Решение суда — проект малопригоден к реализации".
После того как чиновники признали проблему, "Стройкомплект" предложил изменить условия госконтракта — доработать проект, продлить срок исполнения и увеличить финансирование на 287 млн рублей.
Дальше события развивались очень странно. С одной стороны, правительство Петербурга 29 января 2016 года издает постановление об изменении стоимости промзоны Рыбацкое на 287,3 млн рублей. С другой стороны, перезаключать договор и идти навстречу подрядчикам никто не спешил. Арбитраж встал на сторону "Стройкомплекта" и потребовал от комитета изменить условия контракта. Но с этим решением не согласились чиновники из Смольного и решили оспорить результаты суда. "Сейчас работа стоит. При этом мы несем расходы, охраняем объект, обеспечиваем электрификацию, платим за сбросы сточных вод. Уже 1,5 года мы, неся затраты, не зарабатываем ни рубля", — жалуется Александр Шамарин. В свою очередь, в разрабатывавшей проект Рыбацкого компании отрицают серьезные недостатки в расчетах.

На полдороги

C Ржевкой внешне дела обстоят чуть лучше: финансирование худо–бедно идет, и в 2016 году подрядчики получили 171,8 млн рублей. Тем печальнее смотрятся сейчас заброшенные стройки. Строить эту промзону начали еще при Валентине Матвиенко, и уже к 2012 году обещали инвесторам обеспечить площадку всей необходимой инфраструктурой. Многие из предприятий (в основном из мебельного сектора), поверив обещаниям, возвели свои корпуса, однако многие годы были вынуждены работать с дизель–генераторами, привозной водой и биотуалетами. Даже временную дорогу им пришлось построить самим. Александр Шестаков, гендиректор Первой мебельной фабрики, оценивал общие частные инвестиции в инфраструктуру Ржевки в 350 млн рублей. Компенсировать их, разумеется, было некому.
Кроме мебельщиков на Ржевку пришли еще два действительно крупных инвестора: немецкая "Кнорр–Бремзе" (комплектующие для железнодорожной техники) и известный предприниматель Олег Жеребцов с фармацевтическим заводом "Солофарм". Им приходится закрывать глаза на брошенную стройплощадку, через которую сотрудники пробираются на работу, и невыполненные обещания чиновников.
Среди причин, почему промзона Ржевка пока так и не получила хороших дорог, — банкротство компании "Дорожник 92". Именно с ней в 2012 году был заключен контракт на строительство за 543 млн рублей. Строители успели получить 16 млн, после чего соглашение с ними было расторгнуто. Интересно, что, следуя общепринятым в те годы традициям рынка, "Дорожник 92" в ходе аукциона опустил цену на 30% относительно начальной, установленной при расчете сметы, то есть предложил сэкономить городу 230 млн рублей. Результаты такой экономии, видимо, теперь и наблюдают обитатели промзоны Ржевка.
В АИП на 2017 год есть строчки на корректировку проектов по Ржевке и Рыбацкому, однако денег по ним не выделено. Деньги есть на само строительство, но кто его будет вести, пока непонятно.