Робкие надежды на мир

 

Опрос партнеров крупных петербургских юрфирм показал, что даже самые заядлые сутяжники, заработавшие в нынешний кризис сотни миллионов рублей на конфликтах предпринимателей, банкротствах и захоронении бизнес–империй, уже подустали и задумались о мирной жизни. Действительно, нынешними темпами, рассуждают эксперты, бизнес–империй (не говоря уже о разных бизнес–графствах и других более мелких бизнес–уделах) хватит на год–другой–третий, а потом "похоронный" сегмент рынка юридических услуг схлопнется сам собой.
При этом юристы отмечают, что и в этом, и в других сегментах рынка самым платежеспособным клиентом становится государство и госпредприятия. Ужесточается борьба за крупные госконтракты на ведение банкротных и судебных дел, тогда как бизнес–клиенты все чаще предпочитают обходиться силами внутренних юридических структур. Таким образом, юристы повторяют путь, уже пройденный реальным сектором, который сегодня (за исключением сырьевого и сельскохозяйственного) полностью зависит от бюджета. В середине прошлого года многие пессимисты уже поговаривали о постепенном возвращении к "советской" юридической системе, в которой были адвокаты, были следователи и прокуроры, были судьи, были юрисконсульты, но не было юридического консалтинга как такового.
Но к концу года у юридических фирм появилась надежда на скорое обратное превращение из могильщиков бизнеса в его помощников. Иностранные инвесторы возвращаются на рынок. Первыми об этом возвестили, разумеется, "ильфы" (от английского international law firms), к которым эти самые инвесторы обратились с запросами по поводу выхода на российский рынок. За ними поспешили возрадоваться и коренные петербургские фирмы. Оказалось, что 3 года стагнации не свалили их, а лишь заставили лучше считать свои деньги. Что при возобновлении экономического роста сделает их партнеров богаче, чем прежде. К тому же оказалось, что кризис пошел на пользу юриспруденции, выплеснув многие проблемы в суды — по многим спорным моментам сформировалась судебная практика, а законодатели перелопатили правовую систему страны, найдя решения для многих больных вопросов прежней нормативной базы.