Журналист Анастасия Жигач — об арт-путеводителе "Питер" двух петербурженок.
Сколько мостов в Петербурге? Где находится треугольник смерти? Почему рухнул цепной мост через Фонтанку? Отчего здание Двенадцати коллегий стоит к набережной не фасадом, а торцом? Сколько людей нужно Монферрану, чтобы установить Александровскую колонну? Где на Невском должен был стоять памятник архангелам? Рисунок какого платья повторяет занавес Мариинского театра? Где находится улица Джона Леннона? Сколько лет потребуется, чтобы осмотреть все экспонаты Зимнего? Почему в Петербурге (и где) установлены три памятника носу?
Если вы забыли или не знали ответы на эти вопросы, найти их легко в только что вышедшем в издательстве "Питер" арт-путеводителе двух петербурженок и двух Марин (Ждановой и Александровой).
Впрочем, ответы на эти вопросы можно найти и в Интернете. В книге есть правила петербуржца (большинство скучные), например: "Не убирай зимние вещи до июня — плохая примета" или "Если выложил зонт, обязательно будет дождь".
Можно найти легкие экскурсы в историю (про трамваи в XIX веке или приключения барельефа Мефистофеля в 2015 году). Особенно приятно встретить в арт-путеводителе портрет Бродского, фамилии Довлатова, Ахматовой и Лермонтова. Без Пушкина и Достоевского, понятно, тоже не обошлось. Есть и Высоцкий: "В Ленинграде-городе у Пяти углов получил по морде Саня Соколов".
"Конечно, сравнивать Петербург с Парижем, а Петергоф с Версалем абсолютно некорректно, неправильно и неэтично, — пишут авторы и кокетливо добавляют: — Да! Краше". И по общей стилистике книги понятно, что у нас. Назвать книгу путеводителем все-таки не поворачивается язык: вроде бы читателю есть где поесть (пышечная, бар Fidel и кондитерская Вольфа), но места просто названы, адресов нет. И так во всем: гугли сам, дорогой товарищ.
Иллюстрации к книге (а рисунки составляют 80% против 20% текста) вызывают больше вопросов, чем восхищения. Да, с точки зрения логики здесь все понятно: вот Петропавловский собор и шемякинский Петр, вот ростры и сфинксы, Египетский мост, Эрмитаж, коты, корюшка и далее по списку. Не подкопаешься. Но нарисовано небрежно — скорее намечено, будто впопыхах, детской рукой.
Кажется, что такое обилие рисунков в книге адресовано скорее детям, чем взрослым, — это им полагается долго разглядывать детали и любить не текст, а картинки. Однако стилистика этих картинок детям будет неинтересна: неярко, некрасочно, нечетко, да и деталей как таковых нет — нарисовано-то небрежно. Впрочем, пытливый читатель заметит: в названии книги так и написано: "Питер. Зарисовки". Жаль, что не указан художник. С одной стороны — правда, зарисовки. С другой стороны, чтобы оценить красоту дома, приходится залезать опять же в Интернет.
Вопросы вызывают не только иллюстрации к тексту, но и само его содержание — абсолютно непонятно, для кого эта книга. Петербуржцам она будет совершенно неинтересна: да, все — точно и с большой любовью — подмечено про город, но мы, петербуржцы, и так досконально знаем все эти подробности чуть ли не всю жизнь. Иностранцам книга если и будет по сердцу, то трудности перевода русского со словарем вдребезги разобьют эту любовь. Кроме того, если издатель и переведет опус на другой язык, книга тут же потребует значительного количества сносок — для объяснения загадочной русской души.
Так, может, она предназначена жителям других городов нашей необъятной страны? Пожалуй, но вот взрослым, детям, подросткам ли — сказать точно затруднительно. Да и написана книга все же будто для знающих людей — тех, кто "уже в теме".
А впрочем, книга недурна, так и тянет листать. Как подарок заезжему другу "Питер" прекрасно подойдет. Путеводителем, конечно, не послужит (тут и карты-то нет), но в качестве приятного чтива по дороге домой или вот еще — показывать друзьям как душевный сувенир с северных болот, вполне прекрасно. Придется по вкусу и тем, "кто понаехал".
А впрочем, и забывчивые петербуржцы нет-нет да и найдут среди 120 с лишним страниц книги одну-две городские байки, которые успели уже стереться из памяти.