Хотя Петербург признан лучшим направлением в сфере бизнес-туризма по версии британской премии Buying Business Travel Awards, число деловых путешественников быстрее растет в Сочи и Казани, где туристический сезон длиннее, а цены ниже.
Оборот рынка делового туризма в Петербурге в 2016 году вырос примерно на 9% и составил около 143 млрд рублей. Это примерно пятая часть от российского объема данного сегмента. Деловая столица России — Москва, на нее приходится 40-45% всех бизнес-мероприятий, а значит, и денег, вращающихся в этой отрасли. По данным агентства YEARBOOK, общий оборот отрасли по России в 2016 году составил 716 млрд рублей против 670 млрд рублей в 2015-м.
Несмотря на кризис, в ушедшем году не было массового сокращения бюджетов на деловые поездки, говорят эксперты ГК "Аэроклуб". Лишь в некоторых отраслях было замечено такое сокращение. Например, средний чек на проживание в гостиницах у IT-компаний снизился на 44%. А вот представители сферы медиа и развлечений, наоборот, увеличили затраты на пребывание в отелях на 62%, ретейл-компании — на 17%, энергодобывающие корпорации — на 15%. Заказчики экономили прежде всего за счет отказа от покупки страховок (этот путь выбрали 24% клиентов), а также VIP-обслуживания (28%).
Ретейлеры сократили полеты
Спрос на поездки по России по железной дороге вырос на 10%, самые популярные ж/д направления — Москва, Петербург и Нижний Новгород. Причем клиенты стали скромнее — предпочитают ездить в купе и даже плацкарте, а вот число поездок в вагонах люкс с 2014 года сократилось вдвое. Сейчас около 45% билетов на поезд бизнес-туристы приобретают в сидячие вагоны (основу спроса составляют "Сапсаны"), почти столько же (43%) — в купе, остальное — это люкс (6%), плацкарт (5%) и переговорные вагоны.
После резкого падения в 2015 году спроса на международные бизнес-поездки (он снизился на 60%) в прошлом году он начал постепенно восстанавливаться. Зарубежных путешествий предприниматели совершили в 2016 году на 14% больше, чем в 2015-м. Чаще всего они летали в Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен и Минск, констатируют в "Аэроклубе".
Бизнес-туристы в прошлом году совершили на 14% больше авиаперелетов, чем в 2015-м. Но не всем клиентам полеты оказались по карману: например, ретейлеры, которые продают предметы роскоши, сократили количество перелетов на 32%. А вот предприятия из сферы медиа и развлечений, а также компании, продающие товары повседневного спроса, стали летать бизнес-классом чаще: на 20% и на 18% соответственно.
Корпоративы переезжают в СНГ
Тенденции в деловом туризме те же, что и в остальных сегментах отрасли, говорит глава Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. "Это снижение бюджета, сокращение длительности деловых поездок, сокращение командировочных, а следовательно, снижение объемов в сегменте делового туризма. Вместо зарубежных стран российские компании и корпорации стараются заказать организацию всевозможных событий в России, потому что это дешевле", — говорит Майя Ломидзе. Причем организаторы стали выбирать не только Россию, но и страны СНГ — Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Белоруссию. Там часто бюджет корпоративных мероприятий скромнее, чем в России. Кроме того, если раньше все старались проводить их в высокий сезон, то теперь в целях экономии предпочтение отдается низкому сезону, отмечает Майя Ломидзе.
Самые привлекательные направления для бизнес-туризма в России не меняются уже 3 года — это Москва, Петербург и Сочи. Однако интерес к Петербургу растет гораздо менее интенсивно, чем к другим городам. Так, по сравнению с 2015 годом в 2016-м больше всего выросла посещаемость деловыми туристами таких городов, как Казань (спрос увеличился на 30%), Сочи (16%) и Екатеринбург (14%). А вот Петербург прибавил по этому показателю лишь 9%.
Причина понятна и не нова: Северная столица привлекательна для гостей прежде всего в период белых ночей. Высокий сезон традиционно составляет лишь 5 месяцев в году — с мая по сентябрь. Правда, в 2016 году участники рынка отмечали, что этот период немного удлинился. "В 2015 году в середине сентября уже отмечался спад турпотока, а в 2016 году это произошло только к началу октября", — говорит Ирина Яцкевич, заместитель гендиректора ГК "Тари тур".
Однако конкурировать в этом смысле с Сочи, где в октябре еще продолжается лето, Петербургу трудно.
Кроме того, расценки на туристические услуги в Петербурге существенно выше, чем в среднем по России. Например, гостиницы в Северной столице в 2016 году подняли цены на 25%. Самым дорогим в стране отелем оказалась по итогам 2016 года петербургская "Астория", где средний чек за ночь составил 54 тыс. рублей.
Однако Смольный рассчитывает повысить привлекательность Петербурга для бизнес-туристов. Согласно концепции развития конгрессно-выставочной деятельности, разработанной городским комитетом по развитию туризма, к 2020 году количество ежегодных конгрессных мероприятий в Петербурге вырастет до 85 (против в среднем 40 в год сейчас), а число посещающих Петербург деловых туристов — до 1,3 млн человек (сейчас меньше 1 млн человек). Как отмечает глава комитета Андрей Мушкарев, добиться роста делового турпотока городские власти рассчитывают не только за счет увеличения общего числа гостей Петербурга, но и за счет более равномерного распределения в течение года конгрессов, конференций и прочих бизнес-мероприятий. Сейчас сосредоточение их основной части (до 80%) в высокий сезон приводит к завышению цен на поселение и обслуживание гостей, к дефициту мест в гостиницах и проблемам с перемещением по городу и с посещением достопримечательностей Петербурга.