Блоги "ДП". Контроль за спиртосодержащей продукцией по Салтыкову-Щедрину

 

Что произойдет в России после 26 января 2017 года, когда закончится календарный срок запрета розничной торговли спиртсодержащей (ССЖ) непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25%? Ведь потребителями ССЖ-продукции являются 15-20 млн человек с заработной платой ниже 20 тыс. рублей в месяц, и эти люди отнюдь не маргиналы. Общий объем выпитых ССЖ только в 2016 году составил 450 млн литров!
Какие действия собирается осуществить Роспотребнадзор после окончания запрета на продажу ССЖ, чтобы уберечь людей от смертельных отравлений метиловым ядом? Ведь большинство граждан с доходами ниже прожиточного минимума не перейдут на потребление легальной водки, минимальная розничная цена которой за 0,5 литра — 190 рублей, а ССЖ — 50 рублей. Какие существуют варианты решения этой глобальной проблемы, кроме полного запрета розничной продажи ССЖ?
1. Выпуск "социального" 40-градусного алкоголя для маргинальной и малообеспеченной части нашего общества по цене 50 рублей за 0,5 л. Вариант в рамках российской действительности утопический — учитывая общую экономическую ситуацию в стране, потребителями "социального" алкоголя станет большинство наших граждан.
2. Существенно снизить акцизные ставки на алкогольную продукцию и тем самым сделать легальный алкоголь экономически доступным для большинства граждан нашей страны. Этот вариант сейчас даже не рассматривается правительством РФ, а Минфин предлагает повысить акцизы.
3. Роспотребнадзор должен воссоздать региональную систему контроля качества всей пищевой продукции, которая реализуется в розничных магазинах нашей страны. Данная система продовольственной безопасности должна обеспечить качественный контроль не только алкогольной, а всей пищевой продукции.
С 2013 года оценка соответствия пищевой продукции требованиям технического регламента Таможенного союза проводится только в форме декларирования. В отличие от процедуры обязательной сертификации, при декларировании не предусмотрен инспекционный контроль качества всей выпускаемой продукции, а это на руку недобросовестным производителям. 
Именно по этой причине региональные системы качества всей пищевой продукции, в добровольно-принудительном порядке, уже существуют во многих регионах страны. Например, в Республике Башкортостан реализована подобная система проверки качества, которая включает в себя информационную программу и маркировку региональным знаком качества всей пищевой продукции, которая реализуется на территории этой республики. Стоимость, например, проверки и маркировки региональным знаком качества алкогольной продукции, в зависимости от ее объема и типа, в Башкортостане составляет от 2,2 до 3 рублей за штуку. Для сравнения, величина акциза 0,5 литра водки с 01 января 2017 года в РФ — 104,6 рублей. Главное, что ни в одном из регионов страны, где существует местная система контроля качества, не было случаев массовых отравлений и гибели людей от потребления некачественной пищевой продукции.
Необходимо, чтобы образцы из каждой партии российских и иностранных товаров перед отгрузкой в розничные магазины проходили независимые испытания в региональных Центрах контроля качества. 
Сейчас, когда в России действует запрет на продажу непищевых ССЖ, в Интернете можно найти сотни предложений покупки 5 литров канистр "гаражной" водки всего за 600 рублей. И какова в этой ситуации цена запрета на продажу ССЖ? Вот уж поистине бессмертны слова Салтыкова-Щедрина, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Но за этой необязательностью стоят жизни многих наших людей!
Автор — генеральный директор НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка"