Повышая продовольственную безопасность страны

"НАРТ" – это масштабный логистический комплекс, тесно работающий и с производителями плодовоощной продукции и с торговыми сетями. О том, какова роль дистрибуции в импортозамещении овощей и фруктов, как помочь фермерам реализовать продукцию и для чего нужна вторая площадка, рассказал Руководитель ЗАО «НАРТ» Руслан Мисиков.  

Что бы вы назвали главным трендом в 2016 году?
— Рынок плодоовощной логистики претерпел некоторые изменения. Кризис, в котором находится экономика страны, санкции, программы импортозамещения — все это привело к тому, что мелких компаний на рынке стало меньше, произошло укрупнение бизнеса. Дело в том, что некоторые ниши освободились, а мелким компаниям не под силу их заполнить. Второй момент — это отказ от посредников и работа напрямую. Это вполне оправдано в условиях падения прибыли, когда компании ищут, где они несут потери, и избавляются от промежуточных этапов.  
Выросли ли объемы поставок овощей и фруктов в 2016 году?
— По нашим оценкам, объем работы компании увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом, и, надеюсь, рост продолжится и в 2017 году. Это радует, поскольку после вступления санкций в силу потребовалось некоторое время, чтобы перестроить работу. И если договориться с новыми поставщиками удалось сразу, то начать поставки из стран, которые не попали в санкционный список, удалось не сразу. Время потребовалось и на сертификацию продукции, и на построение логистики.  
Заметили ли вы, что российских овощей и фруктов стало больше?
— Безусловно, доля российской продукции стала значительно больше, причем мы наблюдали, как она растет от месяца к месяцу.  
Проблема заключается в том, что Россия — это северная страна, и выращивать овощи и фрукты круглый год мы не можем. Поэтому поставки отечественной сельхозпродукции носят сезонный характер: летом и осенью ее вполне достаточно, и она может конкурировать по количеству и по качеству с импортной. Но это относится прежде всего к овощам и к некоторым видам фруктов: яблокам, грушам, сливам. А вот бананы, ананасы и цитрусовые у нас, как ни старайся, расти не будут. А те немногие регионы, где они могут произрастать, не могут производить их в объемах, достаточных для нашей страны.
Вы планировали сами выращивать овощи и фрукты. Сохраняются ли эти планы?
— Мы не отказались от проектов, которые заявляли раньше, но временно их отложили. Пока мы не начали самостоятельно выращивать сельскохозяйственную продукцию, поскольку отмечаем некоторое потепление в отношениях с Евросоюзом. И если санкции отменят, то на российский рынок вновь будет поступать много импортных овощей и фруктов, а со сбытом российских могут возникнуть вопросы. Поэтому очень важно найти тонкую грань между сотрудничеством в области поставок плодоовощной продукции с другими странами, в том числе с Евросоюзом, и продовольственной безопасностью страны.  
Кроме того, сельское хозяйство — это бизнес, который очень сильно отличается от нашего. Мы стремимся к тому, чтобы вся цепочка от производства до продажи была нам подконтрольна, чтобы в каждом звене иметь свою компанию. Но для этого нужно в первую очередь время. В 1990-х страна резко сократила производство почти всей сельскохозяйственной продукции, развитие началось совсем недавно, и за столь короткое время нельзя восстановить объемы. Чтобы достичь рентабельности при выращивании овощей, нужно не меньше 3 лет, для фруктов — пять. Инвестиции нужно вкладывать не только в само поле, но и в склады, технику, персонал, которые надо содержать все это время.  
Видите ли вы активность со стороны фермерских хозяйств?
— Фермеры производят сельхозпродукцию, но у них возникает ряд проблем со сбытом и хранением. У мелких фермеров и агропромышленных предприятий объем производства небольшой, что не позволяет им сотрудничать с розницей, в первую очередь с сетями. Сетевикам нужны большие объемы на регулярной основе. Если же фермер начинает производить больше товара, то ему негде его хранить.  
Поэтому наш план заключается в том, чтобы начать работать напрямую с небольшими сельхозпроизводителями, получать их продукцию, хранить ее, фасовать и готовить к реализации в розницу.  
Вы уже договорились с фермерами?
— В этом году мы провели более 50 встреч с фермерами из разных регионов. Мы провели предварительную работу, чтобы, когда начнется урожай 2017 года, он шел через наш распределительный центр. У нас уже установлена линия фасовки, есть вся необходимая инфраструктура — осталось соединить в одну цепочку. Мы изучили опыт голландских фермеров, чтобы понять, как аккумулировать большой объем продукции и вывести его в продажу.  
Как к этому проекту относятся сети?
— Им важно, чтобы поставщик обеспечивал необходимый объем и качество товара. С качеством, к счастью, в последнее время все хорошо: уже далеко мы ушли от того времени, когда арбузы возили в банановых коробках. Теперь есть определенная планка качества, ниже которой по качеству падать нельзя, иначе просто не выдержать конкуренции.  
Работа с сетями очень важна, поскольку в Петербурге их доля на рынке розничной торговли превышает 80%. Даже в Москве она менее 50%. Однако в этом есть и свои подводные камни: маленькие магазины не выдерживают конкуренции, так как сети за счет объема закупок могут устанавливать более низкую цену. Пока в этом ничего плохого нет для покупателей, но если конкуренции не будет вообще, то сети смогут вести себя по-другому: закупать овощи у фермеров по невыгодным ценам, а продавать их по завышенным.  
Как вы планируете организовать контроль качества фермерской продукции?
— Помимо пользования услугами сертифицированной лаборатории, мы планируем самостоятельно осуществлять контроль продукции «на входе». Мы планируем постепенно вводить понятие «Качество НАРТ». И если наша эмблема будет на продуктах, то для покупателя это будет означать, что это высококачественный товар. А когда мы наладим поставки, то следующим шагом будет собственный товарный знак.  
Что вы делали для улучшения работы вашей компании в 2016 году?
— В этом году мы сконцентрировались на улучшении инфраструктуры нашего предприятия. Основные средства были направлены на ремонт, укладку асфальтового покрытия. Чтобы усилить безопасность внутри территории, было установлено более 70 камер видеонаблюдения — и это в дополнение к той довольно разветвленной сети, которая у нас была. Кроме того, если раньше у нас стояли черно-белые камеры, то сейчас мы ставим IP-камеры с функцией приближения. Мы установили дополнительные серверы, и теперь вместо 15 дней запись хранится месяц. Был построен диспетчерский пункт, где круглосуточно находится оператор видеонаблюдения.
Представления о месте, где происходит дистрибуция сельскохозяйственной продукции, меняются — теперь это современные склады, а не горы гниющих овощей и фруктов.  
Планируете ли вы расширение бизнеса?
— Мы планируем освоить вторую площадку. Хотя у нас и сейчас большое хранилище, одно из самых вместительных в городе, но оно уже довольно устаревшее. Предприятие было основано в 1936 году, оно является ровесником Фрунзенского района, здесь шла работа и во время Великой Отечественной войны. Но делать здесь капремонт довольно дорого, а некоторые современные технологии все равно не внедрить. Кроме того, наш комплекс хоть и находится в промзоне, но внутри КАД, что осложняет движение большегрузного автотранспорта. Поэтому мы ищем площадку за пределами кольцевой и планируем постепенно переместить работу с крупным оптом за КАД, оставив здесь только мелкий опт. В течение следующего года мы планируем определиться с локацией, а тогда уже можно будет делать проект.
Что касается востребованности нашего логистического центра для плодоовощной продукции, то мы в ней не сомневаемся. Ведь овощи, в том числе картофель, всегда присутствуют на столах петербуржцев, составляют основу нашего рациона, а значит, потребность в них будет всегда.