Смертоносный "Боярышник" показал, что за духовными скрепами и госпропагандой кроется совсем другая Россия

Тучные 2000-е годы приучили нас думать, что тройные одеколоны, лечебные настойки и тому подобное осталось далеко в прошлом.

Под занавес года в России произошла дичайшая история: в Иркутске из-за употребления концентрата для ванн, известного под названием "Боярышник", умерло 72 человека. По количеству эту трагедию можно сравнить со стихийным бедствием, землетрясением, крупным пожаром, любым другим крупным ЧП. Да хоть с атакой вездесущего ИГИЛ (разумеется, запрещенной в РФ организацией). Тучные 2000-е приучили нас думать, что все эти тройные одеколоны, лечебные настойки и другие спиртосодержащие напитки остались частью культуры Советского Союза. Помните же в песне у Бутусова строки про Алена Делона, который не пьет одеколон и говорит по-французски? Или же у Ерофеева: "Пить просто водку, даже из горлышка, — в этом нет ничего, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколоном — в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса".
В общем, казалось, что все это осталось там — если не в СССР, где алкоголь бывал в дефиците, то в 1990-х. И тут раз — 72 трупа. Вместе с этим "Боярышником" в СМИ попала совсем другая Россия. Не та страна, про которую рассказывают государственные телеканалы. И не та, где все граждане объединены духовными скрепами.
Естественно, на массовую гибель людей властям пришлось реагировать. Сначала был Дмитрий Медведев, который сделал страшные глаза (насколько это возможно) и поинтересовался у подчиненных, что это такое было. Он призвал после этого "безобразия" либо полностью изъять из продажи "Боярышник" и его аналоги, либо включить в ЕГАИС. "Все это фасуется в довольно значительные емкости, продается иногда через автоматы. Это полное безобразие, и очевидно, что этому нужно положить конец, просто запретить оборот такого рода препаратов", — сказал Медведев.
Чуть позже подключился и Владимир Путин, заявив, что надо повышать сборы на алкоголь, чтобы не было флакончиков "по три копейки". "Если это нужно фармацевтической промышленности использовать или в косметике — ну ничего, значит, будет дороже косметика, в конце концов, но жизнь людей дороже", — цитирует ТАСС президента.
Что тут добавить? Какой бы государственный деятель не воспользовался подобным благовидным поводом, чтобы повысить налоги и акцизы? Но как быть с паленым алкоголем, от которого россияне тоже мрут как мухи. Вот, например, на этой неделе специалисты ВШЭ оценили объем контрафакта на потребительском рынке РФ в 2015 году в 2,5 трлн рублей.
"Самая большая доля контрафакта (около 40%) фиксируется на рынке водки и ликеро-водочных изделий, на рынке изделий легкой промышленности нелегальная продукция занимает около 35%, на рынке парфюмерии и косметики — около 20%, на продовольственном рынке — около 10%, на рынке товаров личной гигиены, а также чистящих и моющих средств — около 5% и порядка 4% контрафакта — на рынке табачных изделий", — приводит РИА "Новости" данные исследования.
Впрочем, борьба с контрафактом идет уже много лет, и нынешняя история с "Боярышником" — лишь эпизод в этой хронике. И если государство не может защитить граждан, значит, граждане должны защитить себя сами. Ну не стоит пить концентрат для ванн, не надо.