Надежда на рост. Массовые отравления алкогольными суррогатами как драйвер роста производства

 

Петербургская промышленность, вопреки ожиданиям скептиков, начала и заканчивает год уверенным ростом (+3,6% в январе–ноябре 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015–го). Вытягивает городскую индустрию самая мощная и развитая в регионе пищевая промышленность. За исключением входящих в нее производителей табака и алкоголя — они переживают не лучшие времена из–за резкого роста акцизов. Минэкономразвития, чтобы оживить производство, предлагает снизить акцизы и розничные цены на алкоголь со 190 до 136 рублей за поллитровку. Но Минфин идею не поддерживает, аргументируя свою позицию снижением поступлений в бюджет, ростом потребления водки и смертности.
Доводы Минфина кажутся убедительными, хотя ничего общего с реальностью они не имеют. Идея пополнить бюджет за счет увеличения акцизов на алкоголь обернулась не только снижением производства, но и трагедией, унесшей жизни 60 россиян. Массовая гибель людей в Иркутской области, употребивших алкогольные суррогаты, наглядно демонстрирует, что повышение акцизов и цен на водку не пополняет бюджет, а только подпитывает новыми потребителями нелегальных производителей алкоголя, которые вообще не платят никаких налогов. А честные предприятия сокращают выпуск продукции. Времена, когда "Винная монополия" обеспечивала государственной казне четверть дохода, остались в завершившейся 100 лет назад эпохе царизма. Сегодня алкогольные акцизы не приносят консолидированному бюджету и 1% доходов. Возможно, иркутская трагедия заставит правительство РФ пересмотреть подход к водочным акцизам, в споре за акцизы победит Минэкономразвития, и тогда промышленный рост продолжится в следующем году с новой силой за счет ускоренного производства дешевой водки.
Впрочем, россияне сегодня экономят не только на водке, но и на многих других товарах. Слабеющий спрос — главная причина снижения производства в большинстве отраслей промышленности, отмечают бизнесмены. По их мнению, неплохо было бы именно сейчас снизить процентную ставку, чтобы люди и компании могли занимать больше средств и удовлетворять свои потребности. Но глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина считает такое мнение "распространенным заблуждением". "Низкие ставки в текущих условиях могут стать причиной роста привлекательности вложений в долларовые активы и вызвать ослабление рубля", — заявила глава ЦБ в начале декабря в Госдуме.
Этот пассаж выглядит немного странным. Как будто граждане и компании бросятся занимать у банков рубли, конвертировать их в доллары и евро. Такое поведение вряд ли можно назвать адекватным, так как рубль в последнее время уверенно укрепляется благодаря росту цен на нефть, а ставки по депозитам в иностранной валюте близки к нулю. И если уж на то пошло, то иностранную валюту скупают обычно не компании и не граждане, а банкиры, особенно те, кто имеет почти неограниченную поддержку от ЦБ.
Будем надеяться, что в следующем году здравый смысл восторжествует, Центробанк убедится в стабильности рубля и перестанет сдерживать рост промышленности, а Минфин снизит налоговое бремя, чтобы не поощрять теневое производство и коррупцию.