В Петербурге прошла первая школа-хакатон в сфере нейротехнологий: команды из студентов, разработчиков и инженеров под руководством ведущих специалистов области боролись за денежный приз.
Первая школа-хакатон от Университета ИТМО прошла на базе "Точки кипения” с 16 по 18 декабря. Такой формат (hack — хакер и marathon — марафон) подразумевает под собой форум, во время которого специалисты сообща работают над решением какой-либо проблемы в довольно сжатые для отрасли сроки. Главная задача хакатона – сгенерировать инновационные идеи в области нейротехнологий и сформировать команды для дальнейшей работы в акселераторах Университета ИТМО, чтобы претворить их в жизнь.
В первый день хакатона участники сформулировали свои технические задачи и были представлены приглашенным менторам: Виталию Зубченко, члену экспертного совета РГ "НейроНет" и директору R&D Center NeuroTech, Антону Колонину, руководителю проекта AIGENTS, и др.
Во второй день хакатона прошли лекции по рынку и трендам в нейротехнологиях. "Развитие бизнеса в нейротехнологиях тяжелее спрогнозировать, чем, например, в строительстве, но при этом в него намного легче попасть, поскольку он открытый и все участники рынка – молодые", – считает эксперт хакатона, куратор курса "Продюсирование онлайн-игр" в школе ScreamSchool Роман Поволоцкий.
По его словам, сейчас рынка нейротехнологий как такового в России не существует, есть лишь отдельные тренды. Такие технологии применяются уже в транспорте, медицине и продуктовом производстве. Мировая доля России на рынке нейротехнологий – всего 0,05%. Но, по оценке экспертов, к 2035 году глобальный рынок вырастет до $1,8 трлн, а значит, контроль даже 1% принесет стране миллиардные объемы доходов.
Игровая индустрия считается самой быстро меняющейся под новые технологии, а геймеры – самая активная аудитория для тестирования разработок. Поэтому самого скорого внедрения можно ждать в играх, считает эксперт.
"На уровне потребителя притягательная сила такого явления, как нейронет, скорее всего, кроется в постоянной потребности человека к усилению своих способностей, – рассказал член экспертного совета РГ "НейроНет", глава R&D Center NeuroTech Виталий Зубченко. – С двумя направлениями – нейрофарма и нейромедтехника – все достаточно просто. Продукция, получаемая в результате их реализации, предназначена в первую очередь для больных людей. Мировой рынок борьбы с заболеваниями, связанными с центральной нервной системой, уже ведет счет на сотни миллиардов долларов".
Из 10 студенческих команд в финал прошло только четыре. Их оценивали члены жюри, среди которых – Анна Быстрова, директор акселерационной программы iDeal Machine, Ольга Борщева, директор бизнес-инкубатора “Политехнический” и Кирилл Соловетчик, гендиректор машиностроительного объединения "Ленполиграфмаш".
Третье место в финале занял проект Константина Хомченко, Эдварда Витковского и Дениса Фурса – виртуальный помощник биржевого аналитика BHolder. Он собирает и оценивает информацию из различных источников: новостных лент, налоговой, социальных сетей сотрудников – и сообщает, стоит ли покупать в ближайшее время акции этих компаний.
“Информация поступает пользователю в виде сообщения с краткой сводкой, клавишами согласия и несогласия совершить сделку и полем для ввода суммы денег. Если пользователь согласен, он покупает акции очень быстро: в два клика. Пользователь платит нам 1% от сделки, причем только если получает от сделки прибыль”, – объясняет Константин Хомченко.
На четвертом месте оказался проект TuSion – приложение для настройки работы человеческого мозга. Приложение помогает расслаблять и концентрировать внимание пользователя с помощью цвета и формы изображений. "Показатели мозга влияют на уровень реакции и внимания. С помощью нашего инструмента и специальных упражнений можно достичь нужного человеку в данный момент состояния", – рассказывает Влад Чертуков, один из участников проекта. Для использования приложения необходима специальная нейрогарнитура NeiroSky, которая считывает электрические сигналы головного мозга.
"Этот проект очень молодой и близкий для всех, кто занимается нейротехнологиями, так как он разрабатывает нейроинтерфейсы – область, в которой как раз и могут появиться наиболее быстрые и наиболее эффектные проекты", – поделилась впечатлениями Ольга Борщева, директор бизнес-инкубатора “Политехнический” и член жюри хакатона.
Самые горячие споры и массу вопросов у экспертов вызвал проект DeepCyber. Руководители проекта – выпускники СПбГУ Андрей Иванов, Артем Горин и Павел Кузнецов – занимаются разработкой технологии искусственного интеллекта на основе глубокого обучения (Deep Learning), одного из ответвлений машинного обучения.
Их метод основан на объединении идей машинного обучения и более традиционных математических подходов. Применяться такая технология может для широкого круга задач: оптимизации производственных процессов в рамках Интернета вещей, самообучающихся робототехнических систем и персонализированной медицины. "Основная идея проекта – применение современных технологий машинного обучения для задач, где критически важна математическая точность вычислений", – объясняет Андрей Иванов.
Константин Сонькин, научный сотрудник Института компьютерных наук и технологий Санкт-Петербургского политехнического университета и член жюри хакатона, на церемонии награждения особо отметил этот стартап: "Проект, связанный с нейронными сетями нового поколения, Deep Cyber, произвел на меня самое большое впечатление. Мы, возможно, даже предложим им создать для нас модель головного мозга".
В результате за DeepCyber проголосовали почти все члены жюри: авторы проекта получили первое место, денежный приз в размере 70 тыс. рублей, а также пригласительный билет на форсайт-флот Агентства стратегических инициатив в 2017 году.
"Самое важное для нас – это не денежный приз, а связь со стартап-акселератором iDealMachine и контакты с промышленными предприятиями, которые потенциально заинтересовались в оптимизации своих технологических процессов", – заметил представитель проекта Андрей Иванов.
"Хакатон помог нам троим, до этого незнакомым людям, объединиться и буквально за 40 часов пройти путь от нуля до идеи и даже прототипа продукта, – рассказывает Константин Хомченко, член команды BHolder. – Тут все то, на что обычно уходит 40 недель, делается за 40 часов".
Директор центра научно-технологического форсайта и один из организаторов хакатона Наталья Луковникова отметила, что продолжение работы с командами и развитие их проектов – одна из основных задач хакатона. Поэтому те команды, которые не заняли призовых мест, не останутся без внимания менторов. "Мы продолжим с ними работу и будем пробовать довести проекты до успешного завершения", – пообещала она.