В Петербурге траты на покупки в интернет-магазинах за год выросли на четверть

Автор фото: Коньков Сергей

В Петербурге за год расходы на онлайн-шопинг выросли на четверть, а в топ товаров и услуг, оплаченных через Интернет, вошли авиабилеты, госуслуги и кредиты. При этом петербуржцы тратят на перелеты больше денег, чем жители столицы, но, в отличие от них, более сдержанны в обращениях за кредитами.

В Петербурге заметно выросли расходы на онлайн-шопинг, выяснили аналитики сервиса "Яндекс.Деньги". За последний год петербуржцы потратили на покупки в интернет-магазинах на 25% больше, чем годом ранее, а число оплаченных заказов выросло на 65%. Правда, средний чек сократился с 1379 до 1048 рублей.
Всего за последние 12 месяцев с помощью "Яндекс.Денег" жители Петербурга потратили на онлайн-платежи на 12% больше средств, чем годом ранее. Число транзакций увеличилось на 7%, а средний чек вырос с 1041 до 1083 рублей. Чаще всего оплачивают сотовую связь, доступ в Интернет, госуслуги, заказы в онлайн-магазинах, компьютерные игры и опции в соцсетях.
В России за 10 месяцев 2016 года онлайн-платежи выросли на 45%, лидером роста (+ 63% к показателям аналогичного периода прошлого года) стал сегмент доставки продуктов питания, утверждает провайдер платежей Assist. Средний чек по всем категориям товаров и услуг упал на 2% и составил 2945 рублей за первые 10 месяцев 2016 года.
Больше всего за раз петербуржцы тратят на авиабилеты, госуслуги и кредиты. Этой осенью средний чек за билет на самолет составил 9081 рубль. Это примерно на 13% больше, чем годом ранее. И примерно столько же, сколько и средний чек на авиабилеты в Москве — 9023 рубля, но примерно на четверть меньше, чем у жителей Дальнего Востока — у них 11 394 рубля.
Пользователи стали больше расходовать и на госуслуги — в этой категории средний чек вырос с 2966 до 3016 рублей. Для сравнения: в Москве средний чек — 3393 рубля, на Дальнем Востоке — 2069 рублей. Увеличилось в Петербурге и число таких платежей — примерно на 15%.
По кредитам люди, наоборот, стали платить меньше — здесь средний платеж сократился с 3238 до 2959 рублей. В Москве пользователи отдают за раз 3163 рубля, на Дальнем Востоке — 2917 рублей.
В целом в Петербурге активно платят через Интернет и число плательщиков стабильно растет, отмечают аналитики сервиса. Так, за последний год их число увеличилось на 15%. Один пользователь в среднем совершает 14 платежей в год. Как отмечают аналитики сервиса, в Петербурге сохраняется традиционно большой интерес к китайским интернет-магазинам.
"Так, в недавний День холостяка, 11 ноября, когда китайские интернет-магазины устраивают всемирные распродажи, число покупок у жителей Петербурга в таких магазинах выросло в 28 раз по сравнению с обычным днем", — вспоминает руководитель PR-проектов "Яндекс.Денег" в Петербурге Анна Ковылянская.
Еще одной особенностью Петербурга стал интерес горожан к бесконтактным платежам через NFC, Apple Pay и Samsung Pay. Петербург вошел в тройку российских городов, жители которых активнее всего платят бесконтактно. На петербуржцев приходится 16% от всех таких платежей через "Яндекс.Деньги". Средний чек составляет 539 рублей.
Топ-10 категорий онлайн-платежей жителей Петербурга
Источник: "Яндекс.Деньги"

Лень идти за едой

В целом по России онлайн-платежи за первые 10 месяцев 2016 года выросли на 45% в деньгах и на 48% в количественном выражении, свидетельствуют данные исследования провайдера электронных платежей Assist. Заметнее всего увеличился сегмент доставки продуктов питания — на 63% в рублях и на 93% в количестве оплаченных заказов. Самое значительное падение произошло в несетевой рознице, торгующей бытовой техникой, электроникой и сопутствующими товарами: здесь платежи в рублях сократились на 27%, а в количественном выражении — на 61%.
В 2016 году в Интернете реже, чем раньше, платили за услуги связи и телевидения, мебель и товары для дома, а также жертвовали средства благотворительным организациям. В некоторых категориях количество платежей сократилось, а их объем в денежном выражении, наоборот, вырос, например, в сегменте оплаты услуг за предоставление доступа в Интернет, телефонию и телевидение число транзакций упало на 3%, а суммы платежей увеличились на 4%, что сказалось на величине среднего чека — он вырос на 8%.
Динамика онлайн-платежей, (янв-окт 2016 к янв-окт 2015), рубли
Источник: Assist

Тотальная экономия

Как отмечают в Assist, средний чек в большинстве категорий изменился в пределах 8%. Наиболее значительные отклонения продемонстрировали онлайн-платежи в сегментах продуктов питания (–16%), спортивных товаров (20%) и бытовой техники и электроники (87%). Средний чек по всем категориям товаров и услуг упал на 2% и составил 2945 рублей за первые 10 месяцев 2016 года. В октябре его величина снизилась до 2749 рублей.
В сегменте бытовой техники и электроники исследовались платежи по небольшим независимым интернет-магазинам, специализирующимся на бытовой и компьютерной технике. Наиболее вероятно, что такие результаты (рост чека и существенное падение объемов платежей) для этой категории обусловлены оттоком покупателей на азиатские торговые площадки и в крупные сетевые мегамаркеты, которые могут предложить более низкую цену, поясняет провайдер.
Изменение среднего чека (янв-окт 2016 к янв-окт 2015), %
Источник: Assist
По данным "TNS Россия" на 2016 год, "Яндекс.Деньги" остается самым популярным платежным инструментом в Рунете, осенью 2016 года в нем было зарегистрировано около 28 млн кошельков, каждый день открывается около 15 тыс. новых. С помощью сервиса жители Петербурга перечисляли средства таким компаниям и онлайн-сервисам, как !Газпром МРГ", ГУП ВЦКП, "Петроэлектросбыт", "Ростелеком", AliExpress, Lamoda, Ozon, ivi.ru, Mamba, Blizzard Entertainment и др.
Приведенная Assist статистика основана на анализе нескольких десятков миллионов онлайн-платежей, совершенных российскими покупателями в различных интернет-магазинах и сервис–клиентах провайдера. В числе последних крупнейшие игроки рынка е-commerce, торговли и услуг: Google, OZON, OZON.Travel, Мариинский и Большой театры, Bileter, HeadHunter, PUMA, OTTO, "Росгосстрах", The Body Shop, Mothercare, Allsoft, "Ашан".