Почему на строительном рынке так много путаницы

 

Удивительно, но огромный строительный рынок, который обеспечивает до 20% налоговых поступлений в бюджет Петербурга и 6% ВВП страны, единственный, где нет четкой классификации. Я читаю сводки фармацевтических компаний, дистрибьюторов, ретейлеров — у них все однозначно: прописаны критерии отбора, рейтинга, позиционирования компании. Получается, что культуры строительства нет, а потребителей часто вводят в заблуждение. Прибегая к помощи маркетинговых инструментов и продуманной PR-кампании, девелоперы занимаются подменой понятий. Кто как себя позиционирует, тот и в выигрыше. Нет классификации застройщиков и в элитной недвижимости, которой занимается наша компания. Эксперты часто приравнивают элиту к бизнес-классу и пытаются анализировать два разных по сути рынка как единое целое. Получается путаница.
Попытаемся внести ясность. Чтобы дом стал элитным, недостаточно хорошей локации, вида на воду, качественных характеристик или эстетических фишек. Заявленные сроки — вот фактор элитности номер один. Если девелопер их не соблюдает, проект перестает именоваться таковым. Простой пример: застройщик 10 лет возводит элитный дом. Но передовой дизайн проекта за это время морально устаревает, комплектующие (те же лифты) нужно менять или 2 года заниматься их наладкой. Девелопер продолжает декларировать элитность объекта, а по факту собственники живут в вялотекущем ремонте.
Второй неотъемлемый фактор — эксклюзивность предложения. У одного застройщика по определению не может быть 200 тыс. м2 элитной недвижимости. Такие площади перестают быть уникальным предложением. Это массовое жилье. В 2017 году наша компания приступает к строительству двух объектов премиум-сегмента. Их суммарная площадь — 10 тыс. м2. И парадокс в том, что в городском рейтинге застройщиков элитного жилья следующего года мы, судя по всему, будем лидером по количеству новых объектов. Но в пересчете на метры мы никогда не займем первое место, так как рейтинг основан на объемах строительства, а не на качестве предложения.
Можно ли снять путаницу в классификации раз и навсегда и закрепить нормативы элитности законодательно? С этой задачей хорошо справляется рынок гостиничных услуг. Во всем мире есть понятие "отель пять звезд". И чтобы соответствовать заявленной звездности, нужно обладать определенным набором характеристик. Существует орган, который принимает отель и определяет его категорию. Считаю, что это правило может работать и в девелопменте.
Экспертному сообществу необходимо установить классификацию, которая предельно четко зонирует сегмент. А класс объекту должна присваивать независимая компетентная инстанция еще до выхода строителей на площадку. Это облегчит жизнь и риелторам, которые занимаются продажей жилья. И прессе, которая готовит рейтинги, опираясь на данные аналитиков и риелторов. Никто не отменял честь мундира. Ведь самое главное для нас как девелопера — это репутация. А конечный потребитель ошибок, в том числе в классификации, не прощает.
Оксана Кравцова — генеральный директор ГК "Еврострой"