Убьет ли зайцев закон о безбилетниках

 

Министерство транспорта 9 декабря вывесило на своем сайте для всеобщего обсуждения проект федерального закона о внесении изменений в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и КоАП — об унификации штрафов за безбилетный проезд. Чиновники хотят на федеральном уровне ввести единую систему наказаний для зайцев.
К этой категории городской "фауны" Минтранс предлагает относить не только тех, кто не хочет платить за проезд или провоз багажа, но и тех, кто потерял билет или багажную квитанцию. К безбилетникам причислят также пассажиров с испорченными проездными документами.
Контролеров, которые получат также право взимать штраф или высаживать тех, кто не хочет платить, будут назначать либо органы исполнительной власти субъекта (если речь идет о социальном транспорте и деньги, собранные за проезд, поступают в региональный бюджет), либо сам перевозчик, если он забирает плату за проезд себе (то есть на коммерческих маршрутах).
При этом в первом случае величина штрафа будет установлена федеральным законом — 20–кратный размер стоимости проезда или провоза багажа. А во втором случае — региональными законами.
Сейчас размер штрафов устанавливают региональные власти. В Петербурге, например, на наземном транспорте штраф равен стоимости 10 поездок.
За год с тех пор, как Минтранс впервые рассказал о планах ввести единую систему наказаний для зайцев, чиновники существенно потеплели к безбилетникам. Если сначала речь шла о том, чтобы нарушитель, решивший бесплатно прокатиться, например, в петербургском трамвае, где билет стоит 30 рублей, заплатил бы штраф 1500 рублей, то теперь ему будет грозить взыскание в размере 600 рублей.
Однако настораживает то, что каждый четвертый российский регион (22 из 85 субъектов РФ) и вовсе не имеет собственных законов о штрафах для безбилетников. Объяснение, которое в своих материалах к законопроекту приводит Минтранс, звучит туманно: "в связи со сложностью процесса администрирования". А попросту говоря — воруют.
Действительно, как администрировать, если на коммерческих маршрутах всех граждан по критериям Минтранса можно смело причислять к зайцам — никаких билетов им не выдают. Доказать, что проезд был оплачен, или предъявить претензии перевозчику за некачественную услугу невозможно. В Петербурге можно оплачивать проезд единой транспортной картой "Подорожник" не только на социальных, но и на коммерческих маршрутах. Но львиная доля платежей идет наличными. А нередко водители маршруток (они же кондукторы) и сами просят пассажиров обойтись без "Подорожника".
В среднем по 100–150 пассажиров в день с каждого автобуса перевозчику удается провести "мимо кассы" — таковы оценки самих водителей маршруток. А в регионах, где никаких "Подорожников" вовсе нет, из кассы уводится до половины всех платежей.
Так что коммерческим перевозчикам нет смысла заводить на своих маршрутах контролеров. Иначе они окажутся в положении унтер–офицерской вдовы, которая сама себя высекла.