Виталий Алексеев Все статьи автора
28 ноября 2016, 16:56 3004

В России рынок "Интернета вещей" за год вырос на треть

В России рынок "Интернета вещей" за год вырос на треть и уже в 2017 году ожидается рост на 40%. Чаще всего эта технология используется в транспорте и розничной торговле, в самом перспективном сегменте — подключенных автомобилей — МТС уже ведет переговоры с АвтоВАЗом.

В России число M2M/IoT-устройств (Internet of Things, "Интернета вещей", machine-to-machine — технологии, позволяющие устройствам обмениваться информацией, в том числе на сетях операторов) за год выросло более чем на 30%, до 10 млн устройств, по данным на конец III квартала, свидетельствуют данные исследования агентства Advanced Communications and Media (AC&M).

К 2018 году доходы рынка "умных" интернет–вещей в России составят $5,7 млрд

К 2018 году доходы рынка "умных" интернет–вещей в России составят $5,7 млрд

1 2413
Виталий Алексеев va@dp.ru

В следующем году сегмент обещает расшириться по крайней мере на 40% в год по числу эксплуатируемых M2M-устройств. Аналитики отмечают, что совокупные затраты корпоративных пользователей, государственных структур и муниципальных образований на реализацию различных M2M-решений растут двузначными темпами.

Банкоматы и connected cars

Согласно исследованию, по численности задействованных устройств на российском рынке "Интернета вещей" доминируют транспорт и розничная торговля (беспроводные валидаторы безналичных платежей, кассовые аппараты и банкоматы), там, где впервые появились беспроводные модули еще 5-6 лет назад.

Значительная часть устройств используется в жилищно-коммунальном хозяйстве и энергетике. В отличие от северо-американского и европейского рынков, весьма узким остается применение M2M-технологий в сельском хозяйстве, здравоохранении, а также в интересах повышения качества муниципальной среды (технологии "умный город").

Подавляющее большинство участников рынка считает, что структура спроса на M2M-решения будет динамично меняться вместе с расширением потенциальной аудитории — так, сегмент connected cars (подключенный автомобиль — навигация, привязка к смартфону, встроенные коммуникационные модули и интеллектуально развлекательные системы) уже в среднесрочной перспективе станет одним из наиболее массовых примеров реализации M2M-технологий.

Консенсус-прогноз экспертов AC&M предполагает, что уже в 2020 году на российских дорогах будет не менее 2-3 млн connected cars (не считая коммерческих и общественного транспорта), а на горизонте 10 лет более половины российского парка автомобилей (22 млн) будет оснащена системами беспроводной связи.

Однако на данный момент российские операторы и интеграторы только делают первые шаги в этом направлении. В 2016 году МТС объявила о совместном проекте с Toyota. По данным источников агентства, близким к МТС, оператор уже ведет переговоры с АвтоВАЗом и рядом зарубежных компаний.

Прогноз AC&M подтверждают и в J’son & Partners Consulting. По оценкам агентства, транспортный сегмент продолжает расти быстрее общего рынка M2M. В ближайшие 5 лет число подключенных устройств вырастет более чем в 3 раза. Сдерживающими факторами для транспортной экосистемы в целом остаются общая стагнация автомобильного рынка в результате экономической ситуации, а также фрагментарность применения рассматриваемых решений как в территориальном аспекте, так и по используемым системам, отмечают в J’son.

Структура рынка M2M в России по отраслям

Источник: AC&M

"Интернет вещей" для "большой тройки"

В отличие от мирового рынка IoT, где, по данным Ericsson, из 4,6 млрд подключенных M2M-устройств лишь 9% (400 млн) имеют подключение через сотовую сеть, в России технологии сотовой связи для "Интернета вещей" являются приоритетными.

В России, по оценке AC&M, более 40% SIM-карт, задействованных в различных M2M-решениях принадлежат МТС. Второй по размеру армией M2M-устройств управляет "Мегафон" (в сети оператора работает около 35% M2M-карт в России). На "ВымпелКом" приходится только 19% SIM-карт. По числу SIM-карт рынок M2M в России будет расти двузначными темпами на горизонте следующих 2-3 лет, уверены представители крупнейших мобильных операторов.

При этом большинство экспертов отмечают, что темпы роста в сегменте в очень значительной степени зависят от того, какую позицию займет государство в сфере программ мониторинга в области транспорта, а также поддержки инициатив smart metering (беспроводных, объединенных сетей "умных" приборов учета тепла, электроэнергии, потребления воды и газа).

При оценке темпов роста выручки от услуг M2M для операторов оценки участников рынка варьируются в диапазоне от 11% до экстремально оптимистических прогнозов в 30% в год. Вместе с тем большинство экспертов предполагают снижение темпов роста выручки на 2-3% в год на ближайшие 4 года из-за растущей конкуренции на этом рынке.

Так, МТС и "Мегафон", на которых сейчас приходится три четверти эксплуатируемых M2M-устройств, будут вынуждены противостоять попыткам отыграть долю рынка со стороны тандема TELE2-"Ростелеком" и "ВымпелКома", отмечают в AC&M. Кроме того, операторам станет сложнее конкурировать за ту часть совокупного клиентского бюджета M2M, которую сейчас удается получать в силу недостаточно развитой популяции системных интеграторов и независимых разработчиков приложений.

В идеальном сценарии масштабные M2M-приложения может развивать оператор с солидными возможностями в области системной интеграции и создания самостоятельных софтверных продуктов, к чему и стремятся игроки "большой тройки".

На данный момент операторы в кооперации с крупными компаниями внедрили несколько успешных M2M-решений. Так, МТС вместе с "Интач-Страхование" анонсировали два страховых продукта КАСКО с применением услуги МТС "Умное страхование". "Ленэнерго", запустив систему мониторинга при поддержке "Мегафона", планирует на 7 млрд рублей в год снизить убытки от незаконного подключения к электросетям. Компания Meta System (мониторинга рисков корпоративных автопарков) и "ВымпелКом" разработали "Центр управления М2М" для управления оборудованием.

Прогноз темпов роста сегмента M2M по объему выручки операторов в России

Источник: AC&M

Дорого и непонятно

Сокращение стоимости M2M-решения и оборудования, экономическая целесообразность и появление госпрограмм в исследовании названы ключевыми факторами, способствующими развитию "Интернета вещей" в России. При этом болевыми точками, тормозящими рынок, эксперты единодушно назвали отсутствие собственной экспертизы клиента, а также то, что внутри компаний, даже крупных, некому продвигать новые технологические решения.

"Особенно удручает то обстоятельство, что кризисные явления в российской экономике делают неквалифицированные трудовые ресурсы еще более дешевыми по сравнению с автоматическими устройствами мониторинга, что заставляет искать новые возможности повышения эффективности M2M-решений и пока существенно сокращает область их применения", — констатируют в AC&M.

Согласно прогнозу МТС, рынок IoT в России будет расти до 40% ежегодно, в основном за счет госпрограмм и запросов бизнеса. Так, наибольший скачок будет связан с госпроектами в области экстренного реагирования при авариях транспортных средств, реализации законопроектов в области ЖКХ и смарт-счетчиков, разработки национальной платформы и национальных стандартов для электроники и ПО в области IoT.

В J’son&Partners также отмечают роль госпрограмм в развитии IoT-рынка. Высокую динамику роста подключенных устройств в 2016-2018 годах будет определять сочетание обязательных к исполнению госпрограмм (подключение кассовых аппаратов к ЕГАИС и системе фискального учета, развитие программ IoT/M2M в ЖКХ) и рыночные механизмы ("умное автострахование").

Факторы роста M2M в России

Источник: AC&M

Факторы торможения M2M в России

Источник: AC&M

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама