"Артдокфест" в Петербурге. Павленский, Немцов, Каравайчук и кролики

 

С тех пор как известный режиссер–документалист Виталий Манский поссорился с известным министром Владимиром Мединским, фестиваль документальных фильмов "Артдокфест" окончательно обрел героический облик борца за свободу. Денег нет, но вы держитесь — сказано прямо–таки про "Артдокфест". Денег (государственных) у фестиваля уже 3 года ни копейки, и он держится, как партизан: выживает с помощью гражданского населения, организует новые и новые ячейки (теперь пройдет не только в Москве и Петербурге, но и в Екатеринбурге), использует все более плакатные методы воздействия на публику.
В этом году, например, слоган киносмотра гласит: "Артдокфест вместо свободы". Вместе с иконическим зашитым ртом Петра Павленского на афишах производит убийственное впечатление. Но любой инсайдер — не исключая президента фестиваля Виталия Манского — скажет, что воинственность программы 2016 года не стоит преувеличивать.
Петербургский зритель, конечно, увидит не все фильмы самого крупного в России документального форума. Но 22 конкурсные картины из "Родины" и "Англетера" не денутся никуда, будут показаны одновременно с Москвой. И, судя по ним, русскоязычных документалистов из всех стран мира интересует отнюдь не только война и политика.
"Кролики в свете фар" юной петербурженки Алисы Ерохиной как будто подростки снимали на мобильный телефон — те самые, неприкаянные, непонятые, испуганные и отчаянные, о которых мы, взрослые, столько судим и рядим в связи с трагедией в Стругах Красных.
Дмитрий Калашников, сшивая свою "Дорогу" из умопомрачительно смешных, странных и страшных роликов, снятых на автомобильные видеорегистраторы и гуляющих по Сети, словно пишет черновик 33–го тома "Мертвых душ".
Фильм Катерины Суворовой "Завтра море" — чистая "Кин–дза–дза" из жизни аральских городков, от которых море давно отступило.
В эпическом полотне Аудрюс Стонис "Женщина и ледник" на фоне космически прекрасных пейзажей звучит лишь одна фраза — гляциолог Аушра вспоминает, как пекла литовские драники для гостей–коллег вечность назад.
Что говорить, Украины в программе "Артдокфеста" все–таки много: попытка разобраться в причинах и следствиях "гибридной войны" со всех сторон — законная обязанность уважающего себя документалиста. Разбираются авторы по–разному, но все с проникновенной человечной интонацией, лишенной пропагандистских обертонов — будь то сага Романа Бондарчука о двух дружинниках в южной деревне "Украинские шерифы" или роуд–муви Александра Куприна "Ладан–навигатор", в котором бывшие хиппи документируют авантюру по духовному окормлению донбасских ополченцев.
Тема войны в отдельно взятой большой украинской семье громко звучит во внеконкурсном фильме Виталия Манского "Родные", премьера которого состоится 2 декабря. Война — ушедшая в прошлое, но не пережитая — громыхает в ленте Сергея Лозницы "Аустерлиц" о туристах в бывших немецких концлагерях.
На премьере в "Родине" 6 декабря не обойтись без научных комментариев: замдиректора Музея обороны и блокады Ленинграда Милена Третьякова должна объяснить, делать ли селфи на фоне свидетельств трагедии.
Войну — не только государственному давлению, но и общественному вкусу — объявляет и Петр Павленский сразу в двух фестивальных картинах. Откроется "Артдокфест" 1 декабря премьерой немецкого фильма "Павленский: человек и власть": Ирене Лангеман подходит к теме как историк. Тут и обзор всех известных политических акций художника, и критический анализ, и уравновешенный тон ученого.
Внеконкурсный блок петербургского "Артдокфеста" вообще как будто историк–антрополог составлял. "ЛеФ" Дмитрия Лавриненко (7 декабря, "Родина") — история сольных проектов Леонида Федорова с 2001 года по наши дни, с энциклопедической подачей в хронологическом порядке. Специальный вечер "Музыка — небесный товар" (4 декабря, "Англетер") — омаж Олегу Каравайчуку, ушедшему в историю этим летом. Фильм Светланы Прокудиной о последних концертах мастера вместе с воспоминаниями гостей, Андрея Могучего и Олега Нестерова, станет уроком так называемой живой истории. В этом же жанре выдержан фильм "Слишком свободный человек" — байопик Бориса Немцова от Михаила Фишмана и Веры Кричевской (3 декабря, "Англетер"). "Татьяна и ее дети" Елены Ласкари — история суррогатной матери в духе хорошей женской прозы (6 декабря, "Англетер").
Однако как минимум один внеконкурсный фильм совсем не про историю: "Выбор" Беаты Бубенец посвящен последним парламентским выборам и монтируется сию секунду.
Увидеть документ последнего большого политического события в жизни России можно перед самым закрытием фестиваля, 9 декабря, в "Англетере".
Фото предоставлены: "Артдокфест"