Конкуренты приходят из офлайна

 

Объем рынка интернет–торговли в России, по данным Ассоциации компаний нтернет–торговли (АКИТ), в 2015 году составил 760 млрд рублей. А в 2016 году, по прогнозам, рынок вырастет до 850 млрд рублей. Доля Петербурга на общероссийском рынке онлайн–ретейла, по оценке директора по исследованиям Data Insight Бориса Овчинникова, составляет 10%, то есть 80 млрд рублей, без учета кросс–бордерной торговли.
«Доля Петербурга постепенно снижается, потому что темпы роста ниже, чем в среднем по России. Это прежде всего объясняется тем, что интернет–аудитория в Петербурге в среднем в онлайне куда дольше, чем в других регионах России, за исключением Москвы. Следовательно, начальный этап освоения e–commerce уже пройден и, соответственно, количество онлайн–покупателей почти не растет», — объясняет Борис Овчинников.
К тому же более низкие темпы роста в принципе свойственны пограничным регионам, таким, как, например, Петербург, Калининград, Карелия и отдельные города Дальнего Востока, расположенные на границе с Китаем.
«В этих регионах, как это ни парадоксально звучит, значимым конкурентом внутрироссийской онлайн–торговли является офлайновый кросс–бордер, то есть возможность либо посетить магазины в той же Финляндии, либо (но это для Петербурга не так актуально, как, например, для Амурской области) возможность пойти на рынок и купить там товары, только что переехавшие через границу с Китаем», — говорит Борис Овчинников.

Технический рост

Среди товаров, приобретаемых онлайн, самыми популярными у россиян по–прежнему остаются бытовая техника и электроника. Доля этой категории в 2015 году, по данным АКИТ, составила 16,5%. Вторыми по популярности стали одежда и обувь, третьими — товары для дома и ремонта. В I квартале 2016 года отдельные онлайн–ретейлеры отмечали небольшое падение доли техники и электроники и рост в двух других категориях товаров.
«По данным мониторинга розничных продаж GfK, доля онлайн–канала в обороте продаж бытовой техники и электроники приближается к 30%. Именно Петербург и Москва в этом опережают остальные крупные города России. Причем прирост оборота петербургского рынка онлайн–ретейла в этом сегменте по результатам 9 месяцев 2016 года составил почти 18%, это больше, чем в других городах с миллионным населением, включая и Москву», — рассказывает Наталья Моржова, заместитель руководителя отдела исследований промышленных товаров GfK Rus.

Мобильные покупки

В последний год в целом по России наблюдается снижение доли доставок курьерскими службами и увеличение доли получения заказов через пункты выдачи и постоматы. Но в Петербурге этот тренд не так заметен, как в других российских регионах, так как жители города традиционно демонстрировали низкий интерес к курьерской доставке, отдавая предпочтение самовывозу.
«Безусловную роль сыграл ценовой фактор, кроме того, прибавился клубок взаимоусиливающих факторов. Например, то, что интернет–магазины раньше и активнее занялись развитием сети точек, где можно получить заказ», — рассказывает Борис Овчинников.
В 2015 году продолжила расти доля заказов с мобильных устройств. Это легко объяснить существенным увеличением количества людей, выходящих в Интернет со смартфонов и планшетов. Так, по данным GFK, в 2015 году доля выходящих в Интернет со смартфонов выросла до 37,2% (по сравнению с 17,6% в 2014 году), с планшета — до 19,2% (по сравнению с 8,4% в 2014 году). По словам Бориса Овчинникова, у многих магазинов сейчас уже более 20–30% заказов совершаются с мобильных устройств, а у некоторых — более половины.

Стремление к омниканальности

Конкуренцию классическим онлайн–ретейлерам в последние несколько лет все чаще составляют и офлайн–игроки, активно налаживающие интернет–продажи. Например, петербургский супермаркет строительных товаров «Петрович» по итогам 2016 года вошел в топ–20 российских онлайн–ретейлеров, доля интернет–продаж компании от выручки розницы составила 35%. Кроме того, на рынок e–commerce постепенно начали выходить и продуктовые ретейлеры. В декабре 2015 года продажу продуктов онлайн запустила сеть «О’Кей».
«Все офлайн–игроки сейчас выходят в Интернет. Человек в первую очередь сейчас ищет товары в Интернете. Сейчас магазины переходят на омниканальную модель, при которой Интернет становится не отдельным каналом продаж, а местом, где совершается сделка. Человек совершает сделку либо в Интернете, либо в магазине, при этом цены не отличаются. Заказав товар в Интернете, клиент может сдать его в офлайне, а посмотрев товар в магазине, можно потом заказать доставку онлайн», — говорит председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов.
«При этом магазины, имеющие как онлайн–, так и офлайн–сервисы, оказываются в более выигрышном положении, — считает Борис Овчинников. — В целом компании, пришедшие из офлайна, демонстрируют лучшую динамику, чем чистые онлайн–магазины. Однако все же есть исключения».
По мнению Александра Логунова, наличие физической точки, в которую клиент может обратиться с пожеланиями, претензиями или за оформлением возврата, повышает доверие к онлайн–ретейлеру.