Как государство создает автономный и устойчивый Рунет

  

Две недели назад Минкомсвязь вынесла на общественные обсуждения законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "О связи". За этим ничего не говорящим названием, по сути, скрывается порядок регулирования Рунета. Ожидается, что законопроект может быть принят до конца года.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что его положения направлены на "регулирование отношений, возникающих в телекоммуникационной сфере с учетом современных тенденций развития и внедрения перспективных технологий". В то же время при анализе текста законопроекта на первый план выступают механизмы, направленные на создание автономности и устойчивости российского национального сегмента сети Интернет. Законопроект дает определение таких основных элементов инфраструктуры Рунета, как национальная доменная зона .ru, .рф, система точек обмена трафиком, государственная информационная система, инфраструктура автономных систем "Интернет". Другими словами, в законопроекте определен условный периметр Рунета в глобальной интернет-сети. По мысли законодателя, порядок работы элементов Рунета должен быть установлен по согласованию с ФСБ России.
Для развития инфраструктуры Рунета законопроект предлагает создание государственной информационной системы (ГИС). В этой системе будут храниться сведения об основных элементах инфраструктуры Рунета, а также система будет мониторить маршруты интернет-трафика в национальной сети. Операторы, владельцы точек обмена трафиком, а также все иные юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны будут направлять в ГИС свои данные и сведения о деятельности.
Какие именно сведения нужно будет размещать в ГИС, порядок их предоставления, а также организация, которая будет вести ГИС, — все эти вопросы правительство России будет определять отдельно. Информация, размещенная в ГИС, будет открыта для операторов связи. В частности, оператор связи при подключении сетей сможет проверить сведения о точках обмена трафиком в реестре ГИС. К точкам обмена трафиком, сведения о которых отсутствуют в ГИС, оператор будет не вправе подключать используемые сети связи.
Законопроект носит рамочный характер и не дает представления о том, как на практике будет работать "российский национальный сегмент сети "Интернет". Вместе с тем нововведения законопроекта в целом отвечают задаче по формированию автономности и устойчивости Рунета. При успешном выполнении такой задачи в критических условиях Рунет сможет работать независимо от глобальной сети Интернет.
К разработке правовых норм, регулирующих работу "национального" Интернета, недавно приступили в Иране, а в Китае "национальный" Интернет работает фактически с 2003 года. В КНР доступ пользователей к иностранным сайтам ограничен так называемым "золотым щитом" (или "великим китайским фаерволом"), и все транснациональные поисковики согласились с этим ограничением.
Автор — юрист Awara Group