12:0123 ноября 201612:01
376просмотров
12:0123 ноября 2016
Наверное, никакая другая область знаний, кроме информационных технологий, не может так крепко взять бизнес в «заложники». Современные процессы в большинстве организаций и предприятий настолько тесно завязаны на ИТ и зависят от них, что без стабильно работающих технических средств бизнес парализуется.
Поэтому снижение рисков зависимости от ИТ – исключительно важный управленческий процесс. Я хочу отметить, что это именно процесс, а не задача, так как он не имеет видимых границ, начала или конца.
По моему мнению, этот процесс можно разделить на две части. Первая лежит на поверхности и заключается в резервировании технических систем. Например, два канала в Интернете, система управления резервными копиями данных и виртуальных машин, физическое резервирование оборудования в ответственных местах, использование систем защиты от информационных атак и прочее. В этом направлении задачи вполне понятны, а главное – практически полностью решаемы за счет денег.
А вот вторая часть процесса сложнее. Это неотделимость знаний от персонала. В худших случаях компания начинает полностью зависеть от сотрудников ИТ-отдела и, хотя это нигде и никогда не признается, айтишники становятся главными сотрудниками в организации.
При управлении бизнесом очень важно следить за тем, чтобы айтишники не стали обладателями большого количества неотделяемых, несистематизированных, личных знаний, о применении которых иногда знают только они.
Наиболее частые ошибки, которые я встречал в управлении ИТ, следующие:
1. Плохое документирование внутренних решений. А в наиболее плачевных случаях - отсутствие документации.
2. Использование собственных разработок для типовых задач. В краткосрочной перспективе такой подход может быть оправданным, но стратегически таких ситуаций надо стараться избегать.
3. Ставка на решения с коротким сроком жизни.
4. Отсутствие программы повышения квалификации ИТ-персонала и контроля знаний сотрудников в компании.
5. Отсутствие внутренней тикет-системы (обработки заявок по электронной почте) для задач, которые ставит бизнес перед ИТ.
6. Игнорирование услуг внешнего консалтинга при постановке и решении ИТ-задач. В результате тот, кто ставит задачу, самостоятельно контролирует ее исполнение и принимает решение.
7. Отсутствие плана развития ИТ по разным сценариям. По итогу развитие технической инфраструктуры в компании будет носить только реагирующий характер, что явно не пойдет на пользу организации.
По сути, услуга «определение зависимости бизнеса от ИТ и связанных с этим рисков» является одной из услуг ИТ-аудита. Но почему-то в России она еще не очень востребована. По крайней мере, мои коллеги в Европе и США намного чаще получают заказы на такие работы. Но я думаю, что это вопрос времени.
Автор - глава "Фаст Лейн" в России
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей - в "Блогах ДП"