После громких арестов коррупция изменится — схемы откатов станут хитроумнее, а взятки крупнее

Автор фото: globallookpress

Громкие аресты последних дней чиновники восприняли как предупредительный сигнал. Бизнесмены ожидают, что теперь коррупцию станет еще труднее распознать — схемы откатов станут хитроумнее, риски выше, а взятки крупнее.

Вчера в Москве задержан Марат Оганесян — бывший вице–губернатор Петербурга, а ныне глава компании "РК–Строй", созданной банком "Российский капитал" для достройки объектов обанкротившегося "СУ–155". Следственный комитет России подозревает Оганесяна в мошенничестве при строительстве футбольного стадиона на Крестовском острове. В частности, в том, что он обеспечил компании "ТДМ" контракт на поставку видеотабло и организовал перечисление подрядчику аванса на сумму 50,48 млн рублей, который якобы был похищен через фирмы–однодневки (см. подробности стр. 32).
Громкое задержание экс–чиновника не приведет к снижению уровня коррупции при реализации проектов за счет бюджетных средств, уверены эксперты. Участники таких проектов лишь станут осторожнее. "Государство послало всем четкий сигнал: коррупционных дел будет больше. Те, у кого есть голова на плечах, восприняли этот сигнал — вероятно, чиновники будут использовать более скрытые схемы откатов при реализации проектов. А сами откаты подорожают, так как выросли риски и для чиновников, и для подрядчиков", — говорит один из бывших высокопоставленных чиновников Смольного.

От сумы и от тюрьмы…

Марат Оганесян, будучи с марта 2013 года по апрель 2015–го вице–губернатором Петербурга, курировал в Смольном строительную отрасль. И, в частности, ведал сооружением футбольного стадиона на Крестовском острове. На момент его ухода стадион был готов уже на 70%, причем ускорение работ на объекте тогда ставили Марату Оганесяну в заслугу.
Задержание героя стройки оказалось полной неожиданностью для его коллег и бывших подчиненных. "Еще в сентябре местные чиновники советовались с ним по поводу общения с делегацией ФИФА", — обескуражен один из собеседников "ДП".
Другой предположил, что арест Марата Оганесяна свидетельствует о том, что стадион вовремя не сдадут. "Похоже, уже подыскивают "стрелочника", которого предъявят международной общественности в случае конфуза", — предположил собеседник "ДП".
Но вице–губернатор Петербурга Игорь Албин, который курирует достройку стадиона, заявил, что дело Оганесяна не должно повлиять на судьбу объекта.
"По известным мне фактам, на стройке было похищено более 700 млн рублей. Но денег на завершение работ достаточно", — заверил Игорь Албин. А сам арест бывшего чиновника он прокомментировал философски: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся".

Трудности диалога

Участников рынка задержание Оганесяна не удивило. "Процесс согласований превратился в системную коррупцию. Но эти факты вряд ли выплывут — их сложно доказывать", — говорит один из застройщиков.
Строители опасаются, что задержание бывшего чиновника негативно отразится на диалоге Смольного и бизнеса. "Хотя не диалог и был. Сейчас это просто выжимание из строителей всех соков для закрытия дыр в бюджете", — отмечает один из собеседников "ДП".
"Наверное, непроизводственные расходы вырастут", — переживает другой. А третий отмечает, что бизнес и власть — параллельные реальности, но чиновникам вести диалог с бизнесом все равно придется. "Резать дойную корову во время рецессии, которая длится уже 23 месяца, просто безумие. Власти на это не решатся", — уверен он. "Злоупотребления провоцирует сама система. Она приучила чиновников брать деньги. Но в последнее время стала за это сажать. В итоге старая чиновничья братия уйдет. Заменит ее молодежь, готовая работать за низкие зарплаты ради опыта. Но к эффективности такого чиновничества будет много вопросов", — заключил президент NAI Becar Александр Шарапов.

Основные коррупционные скандалы последних лет и суммы нанесенного ими ущерба

Дело "Ленэнерго" и банка "Таврический" — 8 млрд рублей

В начале 2015 года несколько топ–менеджеров "Ленэнерго" во главе с экс–гендиректором Андреем Сорочинским стали фигурантами уголовного дела по расследованию причин возникновения финансовых проблем у компании. Под началом Сорочинского "Ленэнерго" накопило 86 млрд рублей долгов, в том числе 41 млрд — по договорам техприсоединения к электросетям. Сорочиснкому предъявляют претензии в нанесении ущерба компании на сумму свыше 8 млрд рублей. Он размещал средства "Ленэнерго" в проблемном банке "Таврический", где после краха этого банка зависло 13,4 млрд рублей энергокомпании.
Сорочинского обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, он находится под подпиской о невыезде.

Дело "Оборонсервиса" — 647 млн рублей

Экс–начальник департамента имущественных отношений Минобороны РФ в 2012 году Евгения Васильева стала фигуранткой уголовного дела, связанного с коррупционным скандалом в Минобороны. В деле фигурировали факты хищений акций предприятий, незаконной передачи объектов в аренду, продажи объектов по заниженной стоимости. Васильевой грозило лишение свободы на 12 лет.
В мае 2015 года Евгения Васильева признана виновной в мошенничестве с активами Минобороны и нанесении ущерба государству в 647 млн рублей. Ее приговорили к 5 годам колонии. В августе 2015–го освобождена досрочно. По информации право охранительных органов, она провела в колонии 3 месяца. Доказательств пребывания Васильевой в колонии нет.

Дело музея "Кижи" — 5,5 млн рублей

Бывший сенатор от Республики Карелии и бывший глава республики Андрей Нелидов в 2012 году стал директором музея–заповедника "Кижи".
В сентябре 2015 года его фамилия появилась в уголовном деле о получении взятки 0,5 млн рублей от коммерческой фирмы за возможность торговой деятельности на территории музея "Кижи". Музей охраняется ЮНЕСКО, и места для торговли здесь жест ко ограничены.
Нелидова арестовали 24 сентября. Уже 25 сентября следствие переквалифицировало его действия на взятку в особо крупном размере (более 1 млн рублей). За это предусмотрено наказание до 15 лет лишения свободы.
Сейчас Нелидов находится в СИЗО. Размер взятки с момента его ареста вырос до 5,5 млн рублей.

Дело Военно–морского музея — 56 млн рублей

Бывший директор Военно–морского музея (ВММ) Андрей Лялин в 2011 году провел конкурс на выбор подрядчика по перебазированию ВММ из здания Биржи в Крюковские казармы. Контракт стоимостью 980 млн рублей получил "Невисс–Комплекс". Работы планировалось завершить через год.
В ноябре 2014 года Андрей Лялин стал фигурантом уголовного дела о хищении выделенных на переезд денег. Его подозревали в том, что он за взятку 56 млн рублей обеспечил подряд "Невиссу" и подписывал акты о приемке и оплате работ, которые в действительности не были выполнены.
Андрей Лялин приговорен к 9 годам лишения свободы за получение взятки.
Гендиректор и владелец "Невисс–Комплекса" Александр Швирикасов осужден по этому делу на 6 лет.

Трубное дело — 3 млрд рублей

Осенью 2012 года правоохранительные органы заявили, что чиновники Смольного (экс–глава комитета по энергетике Олег Тришкин и его предшественник Александр Бобров) нанесли городскому бюджету ущерб 3 млрд рублей в ходе ремонта теплопроводов. В уголовном деле говорилось, что чиновники были в сговоре с подрядчиками, ставившими бывшие в употреблении трубы, а не новые. Олега Тришкина арестовали, год он провел в СИЗО. Потом выпустили под залог, а позже и вовсе изменили статус с обвиняемого на свидетеля. Основным обвиняемым стал Андрей Кадкин, бывший владелец компании "Петроком" (один из подрядчиков — фигурантов дела).
Согласно вынесенному приговору, Кадкин нанес бюджету Петербурга ущерб 1,3 млн рублей. Бобров был объявлен в международный розыск.

Дело "Флоры" — 2,6 млрд рублей

При бывшем главе Дирекции по строительству транспортного обхода во круг Петербурга (ДСТО), экс–главе комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борисе Мурашове в 2008– 2011 годах компания "Флора" выиграла госконтракты на 18 млрд рублей на строительство КАД и реконструкцию наб. Обводного канала. "Флора" не расплатилась с субподрядчиками и объекты не сдала, нанеся бюджету ущерб 2,6 млрд рублей. В 2012 году против руководителей "Флоры" Владимира Збышевского и Александра Коростовцева возбудили уголовное дело за организацию преступного сообщества. Они получали заказы за взятки структурам, связанным с ДСТО.
Мурашов остался вне подозрений. В 2013–м стал заместителем главы Госстроя РФ. Сейчас заместитель гендиректора по управлению проектами "Группы ЛСР".

Дело Коми — 1,1 млрд рублей

Губернатора Коми Вячеслава Гайзера и еще 18 чиновников и бизнесменов обвиняют в организации преступного сообщества с целью хищения госимущества. В числе обвинений хищение 50 % акций гостиницы "Авалон" в Сыктывкаре, вывод акций ОАО "Птицефабрика Зеленецкая". Дело возбудили весной 2015 года. Гайзера задержали, когда он собирался улететь на отдых за рубеж. При обыске у него обнаружили сейф с деньгами, коллекцию часов стоимостью $ 1 млн, документы на несколько офшорных компаний и проекты приобретения самолетов Bombardier и Hawker.
По версии следствия, преступная группа действовала с 2006 года.
В сентябре 2015 года освобожден президентом Владимиром Путиным от должности в связи с утратой доверия. Находится под арестом.

Дело валидаторов — 11 млн рублей

Бывший директор государственного казенного учреждения "Организатор перевозок" Владимир Михайлов, его заместители Денис Толмачев, Михаил Шипунов и Владимир Алешковский, а также заместитель председателя комитета по транспорту Петербурга Игорь Маилов в 2012 году стали фигурантами уголовного дела о хищении 11 млн рублей на общественном транспорте Петербурга. Кондукторы, организованные этой группой, вели продажу проездных билетов через дополнительные валидаторы, выручка которых не инкассировалась.
Михайлову дали лишь 5 лет условно. Его подельники получили реальные, условные сроки и штрафы. Но всех амнистировали в 2015 году в честь 70–летия Победы в Великой Отечественной войне.

Дело ОЭЗ — 30 млрд рублей

В мае 2016 года, после проверок Счетной палаты РФ, президент РФ Владимир Путин распорядился ликвидировать треть российских ОЭЗ, а остальные передать на баланс регионам, в которых они расположены.
По данным Счетной палаты, с 2006 по 2015 год на 33 российских ОЭЗ было потрачено 186 млрд рублей бюджетных субсидий, из них 24 млрд не использованы. Возбуждено пять уголовных дел, связанных с хищением средств ОЭЗ.
В частности, в 2006–2015 годах управляющие компании ОЭЗ получили совокупный процентный доход на банковских депозитах 30 млрд рублей. То есть государственные субсидии они не тратили на развитие ОЭЗ, а размещали на депозитах, получая прибыль.
Петербургской особой экономической зоны эти претензии не коснулись, и она продолжила свое существование.

Дело томографов — 45 млн рублей

Экс–глава департамента высокотехнологичной медицинской помощи Минздрава РФ Наталья Точилова в 2012 году стала фигуранткой уголовного дела вместе с ректором СПб государственной медицинской академии им. Мечникова Александром Шабрвым и фирмами "Диалмед–Сервис" и "Серебряный век". По указанию чиновницы в 2009 году из бюджета было выделено 95 млн рублей на покупку компьютерного томографа для академии. Рыночная стоимость подобного оборудования тогда составляла 50 млн рублей. Шабров составил конкурсную документацию так, чтобы участвовать в торгах мог только "Диалмед–Сервис", с которым и заключили договор. Точилова к моменту начала следствия ушла на пенсию. Шабров лишился своего места, никто из них не был осужден.

Таможенное дело — 3 млн евро

В конце июля 2016 года в ходе обысков в загородном доме главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова ФСБ нашла наличные деньги на суммы 10 млн рублей, $ 400 тыс., 300 тыс. евро, коллекции дорогих ручек и старинных картин.
Обыски проводились в рамках уголовного дела о контрабанде алкогольных напитков и мясных деликатесов, в организации которой обвиняют петербургского миллиардера, совладельца ХК "Форум" Дмитрия Михальченко. Дело было возбуждено в конце 2015 года. Андрей Бельянинов проходит по этому делу как свидетель. А Дмитрий Михальченко находится в СИЗО.
В день проведения обыска ФСБ Бельянинов написал заявление об увольнении по собственному желанию. Через 2 дня отставка была принята.

Дело реставраторов — 185 млн рублей

Заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов является главным фигурантом дела о хищениях бюджетных средств, выделенных на реставрацию объектов культурного наследия. В марте 2016 года прошли первые обыски по этому делу, в том числе и в доме миллиардера Дмитрия Михальченко, так как реставрацией занималась компания "Балтстрой", входящая в ХК "Форум". По версии следствия, руководители этой компании вместе с Пирумовым могли похитить 186 млн рублей, выделенных на реставрацию Изборской крепости в Псковской области.
Григорий Пирумов, гендиректор "Балтстроя" Дмитрий Сергеев и управляющий этой компанией Александр Коченов арестованы в марте 2016 года. Расследование не завершено.

"Жилищное" дело — 50 млн рублей

Экс–глава комитета по содержанию жилищного фонда (КСЖФ) и экс–глава Невского района Владимир Хренов отметился в нескольких скандалах. При нем КСЖФ нецелевым образом израсходовал 50 млн рублей. Чиновника понизили до районного главы, в 2006 году ему объявили выговор за то, что он не очистил территории около метро от ларьков и игровых автоматов. После этого он с похвальной грамотой покинул свой пост и был назначен исполнительным директором "Главстроя–СПб". Против его дочери Юлии Зайцевой было возбуждено уголовное дело: принадлежавшая ей фирма "Фасадстройсервис" некачественно и не в срок ремонтировала кровли, нанеся городу ущерб 206 тыс. рублей.
Дело против Зайцевой ничем не закончилось. Хренова ни в чем не обвиняли.

Дело грантов — 300 тыс. рублей

Евгений Елин, назначенный врио главы Минэкономразвития РФ вместо задержанного Алексея Улюкаева, раньше возглавлял комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Смольного. В 2013 году было возбуждено уголовное дело о хищении в комитете бюджетных средств. В 2012 году, когда Елин руководил комитетом, некая коммерческая компания, предоставив подложные документы, получила субсидию 300 тыс. рублей в рамках программы "Грант начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса". В 2013 году, когда КЭРППиТа уже не существовало (в 2012–м он был преобразован в три разных комитета), в ходе обысков были обнаружены документы, подтверждающие получение незаконных субсидий. Евгений Елин остался вне подозрений.

Рельсовое дело — 53 млн рублей

В 2010–2012 годах Дирекцию транспортного строительства Петербурга (ДТС) возглавлял Владимир Шмидт. ДТС в 2010 году заключила контракт на 380 млн рублей с ЗАО "Буер" на капремонт трамвайных путей на пр. Луначарского. Объект был сдан в 2012 году. А в 2013–м проверка МВД показала, что реальная стоимость работ меньше оплаченной в 3,5 раза. Сумму ущерба бюджету оценили в 53 млн рублей.
ДТС, наоборот, обвиняла "Буер" в том, что подрядчик закупил для ремонта более дорогостоящие трамвайные плиты, чем предполагал проект.
То есть "Буер" якобы вынудил ДТС заплатить подрядчику на 16,6 млн рублей больше и обогатился за счет бюджета.
Шмидту никаких обвинений не предъявили. В 2012 году он стал заместителем председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры.

Дело Мариинки — 290 млн рублей

В 2006–2010 годах ФГУ "Северо–Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (СЗД), выступавшее заказчиком строительства второй сцены Мариинского театра, возглавлял Валерий Гутовский. При Гутовском были заключены основные контракты поэтому объекту, к которым у контролирующих органов возникали претензии. Так, Счетная палата в 2012 году выявила нарушения на сумму более 290 млн рублей.
Претензий к Гутовскому никто не предъявлял. В 2011 году он назначен советником секретариата руководителя администрации президента РФ. Сейчас, по данным СМИ, находится в Германии на лечении, начало которого совпало с возникновением проблем у группы "Прайм" с достройкой ЖК "Новая Скандинавия". Ранее Гутовский был совладельцем и гендиректором группы "Прайм".