12:5409 ноября 201612:54
325просмотров
12:5409 ноября 2016
Недавно премьер-министром Дмитрием Медведевым было анонсировано создание единого портала онлайн-образования. Уже известно, что на интернет-ресурсе будут собраны все типы онлайн-курсов. Интерес к сфере понятен: россияне тратят больше 130 млрд рублей в год на дистанционное образование, различные тренинги и курсы.
Желание создать единый портал лишний раз доказывает спрос на качественное и быстрое образование. Становится очевидно, что даже классическое образование должно «ускориться». Мы часто не берем в расчет то, что высшее образование –- это долго, 4-6 лет. И все это время учащиеся малоактивны в экономике – они не работают, мало тратят, это и их недополученный доход, и недополученный налог на заработную плату в бюджете.
По нашим оценкам, потери российской экономики только с одного учащегося вуза составляют порядка 2 млн рублей в год. При этом сама ценность такого количества людей с высшим образованием для экономики неочевидна: в России больше половины экономически активного населения (54%) имеют высшее образование, а показатели эффективности труда у нас самые низкие. Это происходит потому, что люди часто не работают по специальности, не совершенствуют полученные в вузах знания.
К тому же технологии развиваются с высокой скоростью. Пока в вузе учат какой-либо дисциплине, программы обучения уже успевают устареть. При этом постоянно возникают новые рынки труда и новые специальности, которые не требуют обучения в течение 5 лет. Интернет-индустрия породила огромную потребность в специалистах для интернет-индустрии, сферы недвижимости и маркетинга: верстальщики, копирайтеры, администраторы, маркетологи, специалисты по трафику и лидогенерации. Считается, что для такого труда необходимо высшее образование – но это не всегда так. Два-три месяца – и человек получает необходимые навыки и вливается в профессию.
Не хочешь учиться – не надо
У онлайн-обучения есть выгодные отличия от традиционного. Во-первых, ученику не надо тратить время и деньги на поездки в вуз, занимать место в аудитории и стоять в очереди в столовую – это освобождает колоссальное количество времени. Исследование мировой практики образования показало, что более 80% учебного времени учащемуся нет необходимости находиться на территории вуза (для мединститутов этот показатель – около 50%). Если говорить о преподавателях, то их время также обходится дорого, а при онлайн-образовании один именитый специалист может прочитать лекцию в Интернете на 1000 человек, а не на 100, как в аудитории. Все это повышает скорость и качество обучения. Конечно, те специальности, обучение которым требует практики и лабораторных работ, должны предполагать и очные занятия.
Конечно, тем, кто будет учиться онлайн, будет сложно себя мотивировать. Одно дело, когда преподаватель на лекции не дает спать, другое, когда надо самому дойти в нужное время до компьютера, внимательно прослушать лекцию, даже если хочется отвлечься. Впрочем, такие студенты экономике как раз не нужны. И такой отсев поможет решить вопрос с переизбытком в России людей с высшим образованием, которые не могут его применить. Почти во всех западных системах образования существует жесткий отсев – никто не заставляет учиться, делать задания, возможность сдать экзамен – «услуга» учебного заведения.
Впрочем, адаптироваться к новым реалиям, переучиваться придется и преподавателям. Современные ученики, которые уже знают, что такое онлайн-обучение, требуют развлечений.
Ученики ждут развлечений
Пожалуй, сегодня в России стоит внедрять не только элементы, но и технологии онлайн-образования. Интернет уже давно перешел на инфотеймент (информирование с элементами развлечения) и геймификацию (обучение с элементами игры). Лекции становятся эмоциональными, мотивирующими, а не только информативными – поэтому требуются преподаватели нового поколения, которые умеют «зажигать» своих учеников.
Логично, что за короткое, эффективное и интересное по форме образование придется платить. Но это окупится тем, что уровень отдачи самих преподавателей в Интернете гораздо выше. Второй важный фактор – образование ускоренное (1-2 месяца) и прикладное, то есть слушатель может сразу же начать зарабатывать, поэтому образование быстро окупится.
Но несмотря на то, что отрасль онлайн-обучения в России уже сложилась, проблем в ней достаточно много. Это и обещание завышенных результатов тренерами, и гарантии «суперзаработков», которых, конечно, не будет, и проблемы с защитой авторских прав самих тренеров – их уникальные методики часто просто воруют, искажают, пользуясь репутацией создателя продукта. Нет порядка в приеме платежей и прозрачности денежных потоков. Поэтому, скорее всего, отрасль ждет в будущем создание профессиональных объединений и саморегулирование.
Автор - совладелец ГК «ЛИК ПРО», аналитик рынка жилой недвижимости