17:2408 ноября 201617:24
549просмотров
17:2408 ноября 2016
Креативных пространств — мест, где творческие люди могут реализовать свой творческий потенциал, — у нас практически не существует. То, что носит это название, является креативным пространством лишь формально. Найти операторов (тех, кто будет занимать площади) крайне сложно, еще сложнее — найти достаточный объем потребителей креативного продукта.
Что такое креативное пространство, каждый понимает по-своему. И каждый по-разному отвечает на вопрос, кто должен развивать креативные пространства: город, девелопер или представители творческих профессий.
Пока что все созданные креативные пространства в большей степени создавались именно девелоперами. И принципиально они отличаются лишь объемом инвестиций и грамотностью управления.
Сейчас креативные пространства развиваются на территориях, неинтересных для классического девелопмента. При развитии промышленной территории девелоперу не всегда выгодно сносить здание, потому как снос сопряжен с немалыми затратами на сам снос, расчистку территории, выемку и утилизацию грунта и т.д. Это вызывает удорожание проекта, в итоге он будет экономически неэффективен. Кроме того, во многих случаях производственные здания являются архитектурными памятниками и охраняются государством.
Поэтому девелопмент осуществляется в рамках из финансовых или градостроительных ограничений. И у нас много бывших производственных зданий, переоборудованных под офисы, склады, автосервисы и небольшие производства. Именно переоборудованы, а не перепрофилированы, поскольку чаще всего никаких существенных инвестиций не вкладывается и работа ведется в исходных помещениях.
Но в СМИ появляется все больше информации о планах создания креативного пространства или кластера на том или ином бывшем предприятии. Каждый собственник понимает, что если он хочет ускорить капитализацию объекта и маржинальность бизнеса, то ему нужно заниматься развитием объекта недвижимости. А когда классические концепции офисного или общественно-делового здания осуществить сложно, инвестор задумывается над формированием "креативной" концепции, которая для девелопера — просто модная маркетинговая фишка. Вписать в это понятие можно что угодно: от офисов дизайн-студий и рекламных агентств до магазинов одежды от малоизвестных марок. Такая концепция формирует новый подход к позиционированию объекта и дает возможность девелоперу привлечь внимание к проекту.
Исходя из европейского и некоторого отечественного опыта можно утверждать, что с приходом креативных индустрий капитализация территории повышается. Но девелопер должен не просто подготовить помещения, а еще и так подобрать пул арендаторов, чтобы получился синергетический эффект, который сделает объект интересным для посетителей. Посетитель должен понимать, ради чего он туда идет: на выставку, попутно что-то покупая, за мебелью и светом, пропитываясь новыми идеями от дизайн-студий, на какой-то мастер-класс или лекцию, которая сделает его клиентом ремесленных школ пространства и т.д.
Обеспечить качественное наполнение пространства очень сложно. В Петербурге нет креативной индустрии, которая должна выступать арендатором и приносить доход. Точнее, она есть, но искать и подбирать ее приходится по крупицам. Представители творческих профессий разрозненны, малочисленны по составу групп и не являются надежными арендаторами.
Еще один нюанс, который не дает активно развиваться креативным пространствам: к сожалению, в России креативная индустрия не слишком высокодоходная, поэтому используется девелоперами как временная маркетинговая функция популяризации места, пока не найдется более эффективное применение зданиям и земельным участкам с уже возросшей ценой. А низкая доходность креативных продуктов связана исключительно с низким объемом потребления.
Зачем нужны креативные пространства девелоперу — понятно. Но стоит ли городу тратить силы и развивать то, что не является высокодоходным бизнесом?
Для города развитие креативного бизнеса — это решение целого ряда задач. Главная из них создание инновационной среды: креативность — это предпосылка для инноваций и создания творческого или интеллектуального продукта.
Есть и другие значимые для города факторы. Среди них — обеспечение творческой молодежи и самозанятого населения средой, богатой возможностями для обучения, обмена навыками, экспериментирования и создания инновационных продуктов. Кроме того, это позволяет государству контролировать представителей тех специальностей, которые в большинстве своем находятся в теневом секторе экономики: дизайнеры, фотографы и т.п. Город предоставляет свои возможности для развития и реализации в обмен на налоги, которые обычно находятся в тени.
Те же пространства помогут компенсировать дефицит рабочих мест в традиционных сферах. Они могут способствовать выводу депрессивных городских районов из их нынешнего положения, повышению туристической привлекательности города.
Такое взаимодействие города и креативных составляющих требует привлечения творческих предпринимателей к деловому сотрудничеству и создания для них не только условий, но и правовой базы. Нельзя просто выделить несколько зон, назвать их креативными и на этом остановиться. Требуется комплексная работа не только с формированием инфраструктуры, но и для развития спроса на креативные продукты. Тогда отрасль будет привлекать все новых людей с целью творческой самореализации.
Автор — руководитель отдела маркетинга компании "Победа-девелопмент"