Законная любовь к Родине

Владимир Путин поддержал идею закона о российской нации и запустил довольно неоднозначный процесс.

На заседании Совета по межнациональным отношениям президент Владимир Путин заявил: "Что точно совершенно можно и нужно реализовывать, прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать, — это закон о российской нации".
Такого закона у нас еще не было, а исходя из одного только названия, он обещает стать весьма важным, хотя бы потому, что будет описывать живых людей, а не что–то еще. Любому закону по умолчанию присущи определенные качества — он, например, должен описывать понятия, которые регулирует, а значит, должен будет дать определение российской нации. Это определение станет официальным, и то, что выходит за его рамки, может быть признано к российской нации не относящимся.
Речь все–таки идет не об этническом принципе, а о гражданском, об этом говорилось на заседании совета.
Социолог Леокадия Дробижева описала примерную цель так: "Идентичность гражданской нации — это чувство принадлежности к российскому государству, народу, представление о стране, территории, этническом разнообразии, это наши символы и ценности, язык и культура, совместно пережитые драмы и достижения, это готовность идти и бороться за общие наши интересы… гражданская нация не заменяет национальности, она объединяет людей всех национальностей".
То есть закон о российской нации задумывается как политический инструмент — набор неких чувств и ценностей, которые представителю российской нации будет вменено в обязанность разделять. По большому счету это можно назвать законом о лояльности. Вопрос, кем следует признать того, кто не укладывается в предназначенные законом рамки и в какие условия его поместить, встанет сразу после того, как закон примут.
По идее, должна зайти речь и о правах разных категорий граждан. Ведь еще одно имманентно присущее закону качество — предполагаемая недопустимость его нарушения. Следовательно, за юридическим закреплением термина "российская нация" последует официальное возникновение понятия "антироссийский" по образцу "антисоветского". Хотя участники обсуждения утверждали, что стремятся исключительно ко всеобщему единству, некоторые выступления все же выдавали стремление к чему–то еще. Например, академик Валерий Тишков пожаловался на то, что "очень значительная часть населения сосредотачивается в столичном городе", а "древнерусские города и деревни Подмосковья… почти раздавлены десятками многоэтажных новостроечных комплексов, в которые заселяются активные жители от Кавказа". "Этот вопрос нужно обсуждать, принимать решение не только с точки зрения коммерческой прибыли и сугубо экономических расчетов, а с точки зрения здорового и стабильного развития нашей нации", — заключил Валерий Тишков. Пассаж Валерия Тишкова пересказывается одним словом: "понаехали!" Закрыть Москву от мигрантов предлагал еще Юрий Лужков, тогда это многих возмутило, но времена–то меняются, теперь, наверное, пришло уже время освободить древнерусские города.
Куда приезжим деваться, тоже придумано. Глава Российского конгресса народов Кавказа Асламбек Паскачев попросил президента рассмотреть вопрос разработки государственной программы "по добровольному переселению и обустройству граждан из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные".
Идея должна прийтись Путину по душе — ее, например, активно продвигал в свое время Петр Столыпин, к которому президент неравнодушен. Осталось только найти для нее, во–первых, деньги, а во–вторых, стимул. Впрочем, если как следует подумать, то заселять Сибирь можно как встарь — каторжанами из числа тех, кто не попал под определение российской нации.