Как достроить дома с обманутыми дольщиками и не произойдет ли монополизация рынка, "ДП" рассказал Андрей Кузнецов, генеральный директор СК "Стоун".
Летом городские власти вели с вами переговоры о достройке более 200 тыс. проблемных "квадратов" за компаниями "Вариант" и "Титан" в поселке Ленсоветовском. Удалось договориться?
— Переговоры завершены — мы достроим эти дома. Интерес к тому, чтобы решить проблему обманутых дольщиков, есть и у города, есть и у нас. Для нас в первую очередь это возможность улучшить имидж Ленсоветовского — пока там есть проблемные объекты, он не самый лучший. Пока, по приблизительным оценкам, на достройку требуется от 1,5 млрд до 2 млрд рублей.
Главная причина, по которой вы взялись за "спасение" дольщиков, — наличие собственного проекта в Ленсоветовском?
— Да. Территорию мы присмотрели еще в 2008 году. Это перспективное место с точки зрения транспортной доступности. Мы покупали землю с осознанием потенциала, но откладывали его реализацию: у компании были городские проекты, которые требовали всех средств и сил. Поэтому в стадию активного развития в Ленсоветовском вошли в конце 2013 года.
Сейчас это наш крупнейший проект в сегменте экономкласса — будет построено 110 тыс. м2 жилья. Объем инвестиций составит 6,5 млрд рублей.
Социальные объекты в проекте предусмотрены?
— В 2008 году никто о социальных обязательствах не говорил, как и в 2012–м. Но наступил 2013–й — и мы стали одним из первых застройщиков, кому вменили строительство социальных учреждений. В противном случае получить градостроительную документацию было просто невозможно.
Сейчас мы строим детский сад, причем опережающими темпами — он будет введен в строй раньше, чем закончится стройка домов. Скоро начнется реконструкция школы, где мы принимаем участие.
Жилье будет экономкласса?
— Этот сегмент наиболее востребован. Жилищная проблема все равно остро стоит перед большинством петербуржцев, но денег на ее решение нет. Поэтому наша миссия — строить недорогое, но качественное жилье, при этом не работая себе в убыток, благо опыт работы с проектами со сложной экономикой у нас очень большой. 60–70% нашей адресной программы до последнего времени — это объекты, где было "все украдено до нас". Они были в ужасающем состоянии, экономики там не было, квартиры были частично реализованы, и были еще какие–то обязательства перед подрядчиками.
Мы себя хорошо зарекомендовали при строительстве по бюджетному заказу, поэтому городские власти обращались к нам за помощью. Мы выступали на этих объектах как инвестор и генподрядчик. Мы надстраивали по один–два этажа, поэтому экономика получалась положительной. Мы никогда не были аффилированы с комитетом по строительству — просто мы умели работать со сложными объектами, понимали, есть ли экономика в проекте и как ее можно улучшить.
Входя в проблемный проект, инвестор не застрахован от того, что у застройщика нет прочих обязательств, кроме проданных квартир дольщикам: выданных гарантий, розданных векселей. Застройщик в любой момент может скатиться в стадию банкротства, и это становится фатальным как для проекта, так и для инвестора. Мы умеем работать с такими проектами, просчитать риски и пути выхода из ситуаций.
Сейчас на рынке все большую долю занимают крупные компании. Остается ли место для небольших застройщиков? Что им делать — становиться подрядчиками?
— Думаю, что лет через пять на рынке небольших компаний останутся единицы. Останутся крупные. Их государству проще контролировать.
Подрядные работы на сегодняшний день не вариант, всех отжимают, многим подрядчикам не платят за выполненные работы.
На подряде выживают крупные компании, у которых есть свои деньги: надо иметь колоссальный объем оборотных средств, чтобы заниматься подрядом.
Многие говорят о том, что себестоимость растет, на сколько за последнее время увеличились цены на стройматериалы?
— Арматура в 2 раза подорожала, бетон — на 15–20%, и цены на остальные материалы тоже пошли вверх. Сейчас рост цен искусственный. Производители считают, что у застройщиков достаточно хорошая подушка безопасности.
Я считаю, это картельный сговор. К примеру, производство цемента фактически в одних руках, и монополист этим пользуется, устанавливая те цены, которые ему выгодны.
Сколько сейчас составляет строительная себестоимость без земли, инженерии?
— Примерно 28 тыс. рублей за "квадрат" построенного жилья. Еще 5–7 тыс. рублей — технические условия, проектные работы, социальная нагрузка — 3–5 тыс. рублей. Полная себестоимость — около 40 тыс. рублей.
О компании
СК" "Стоун"
> Основана в 1995 году. За время своего существования компания участвовала в строительстве более 40 объектов.
> Сейчас в стадии строительства и проектирования находится более 250 тыс. м2 жилья. Выручка за 2015 год составила более 1,5 млрд рублей.
Биография
Андрей" Кузнецов
> Родился 12 мая 1961 года.
> Окончил Санкт–Петербургский государственный архитектурно–строительный университет. Кандидат экономических наук.
> С 1995 года — генеральный директор и совладелец СК "Стоун".