Новый формат коммуникации

Петербургские застройщики начали активно внедрять виртуальные туры по строящемуся жилью. По мнению экспертов, в ближайшие несколько лет VR–технологии могут заменить реальные шоу–румы.

Практика создания макетов квартир новых проектов в натуральную величину с применением отделочных материалов и даже с полной отделкой давно освоена петербургскими застройщиками. Наличие шоу–рума ускоряет продажи квартир в объектах в среднем на 10–12% и помогает покупателям быстрее определиться с выбором. Однако удовольствие это не из дешевых: зачастую затраты на открытие презентационных квартир достигают десятков миллионов рублей. Например, инвестиции в отделку четырех шоу–румов элитного жилого комплекса "Леонтьевский мыс" составили более 90 млн рублей, при этом разработка и реализация дизайн–решений заняла более 2 лет.
Несмотря на существенные временные и финансовые потери, крупные за-стройщики считают презентационные квартиры важным маркетинговым ин-струментом. По мнению генерального директора компании "Леонтьевский мыс" Игоря Онокова, без шоу–румов невозможно продемонстрировать потенциальному покупателю качество реализации всего комплекса и уровень дизайна проекта. Однако небольшим компаниям, работающим в сегменте масс–маркета, делать шоу–румы экономически невыгодно.

Миллионы vs. тысячи

Появившиеся на рынке в 2016 году виртуальные решения стоят в десятки раз дешевле и дают участникам рынка возможность наиболее полно представить свой проект будущим покупателям. Через очки виртуальной реальности, в которые вставляется смартфон, потенциальному покупателю показывается не только квартира, но и вся территория будущего жилого комплекса. Во время такого виртуального путешествия можно погулять по двору, зайти в подъезд и, наконец, заглянуть в свою квартиру. "VR–технологии могут оказать существенное влияние на маркетинговое продвижение объектов недвижимости, поскольку сейчас основную покупательскую аудиторию составляют люди до 35 лет, которые активно используют технические новинки, — считает руководитель маркетинга и аналитики "Лаборатории МЕТРОВ" Елизавета Яковлева. — Мы уже опробовали VR–технологии для демонстрации двухуровневых квартир в ЖК "Шотландия", и они оказались очень полезными. Ведь клиентам сложно представить себе такое помещение и возможности по его оформлению, а когда мы предлагаем в виртуальном пространстве пройтись по будущей квартире, человек сразу понимает, как он может расставить там мебель и какие дизайнерские задумки воплотить в жизнь".

Просмотр в очках

Сейчас онлайн–планировщики позволяют создать 3D–планировку и 3D–тур по еще строящимся квартирам. При этом затраты застройщиков на внедрение виртуальных туров по всем квартирам в доме будут существенно ниже, чем на реализацию трех–четырех шоу–румов.
По словам онлайн–планировщика Planoplan Олега Кельника, стоимость виртуальной планировки и виртуального тура зависит от количества типовых квартир в строящемся доме и составляет от 12,5 до 25 тыс. рублей за квартиру. Таким образом, создание и внедрение на сайт застройщика 3D–планировок и виртуальных туров с просмотром в очках виртуальной реальности каждой имеющейся квартиры в крупном жилом комплексе, где есть не менее 20 уникальных планировок, обойдется застройщику в 350 тыс. рублей.
Именно поэтому наиболее заметный интерес к таким разработкам проявляют относительно небольшие компании, реализующие недорогие проекты, которые в условиях высокой конкуренции делают ставку на клиентоориентированные стратегии. "Это также актуально для новых девелоперов, которым важно компенсировать отсутствие репутации и сделать объект психологически более реальным для покупателя, — добавляет заместитель директора департамента жилой недвижимости Colliers International Екатерина Касатикова. — Хотя, на мой взгляд, в первую очередь VR–технологии будут развиваться в тех сегментах недвижимости, где девелопер сражается за каждого клиента — то есть в объектах высокого ценового диапазона, где важна эмоциональная составляющая продажи, максимальное вовлечение клиента в общение с брендом, работа на качество контакта".
Существенная экономия происходит и по времени. "На создание интерактивных планировок для крупного жилого комплекса нам требуется всего несколько дней. Внедрение на сайт занимает не больше часа", — объясняет Олег Кельник.
Руководитель департамента по реализации инвестиционных проектов компании "Трест–36" Станислав Александров также отмечает, что VR–презентации жилья удобно использовать на самых начальных этапах реализации проекта, когда строительство реальных шоу–румов технически невозможно.

Виртуальное будущее

Сегодня в России существует не более 10 компаний, которые могут создать интерактивную планировку квартиры для просмотра в различных устройствах виртуальной реальности. Есть они и в Петербурге. Так, интерактивное агентство "Кельник" более 4 лет развивает онлайн–планировщик Planoplan, затраты на разработку программного обеспечения которого составили 45 млн рублей. На 2016 год это единственный сервис, который позволяет создавать 3D–планировки и виртуальные туры в автоматизированном режиме. Кроме того, в 2016 году компания "Альтек" предложила рынку приложение Entre. Объем заявленных инвестиций в этот проект составил 2 млн рублей.
Потенциал рынка виртуализации строящихся квартир для застройщиков класса масс–маркет Петербурга на 2016 год эксперты оценивают не менее чем в 500 млн рублей.
Первые попытки использования инновационного формата в Петербурге начались еще в 2012 году в сегменте жилья комфорт и выше. Тогда компании NCC (с 2016 года — "Бонава") и "Лидер групп" представили VR–презентации нескольких жилых проектов. В 2014 году 3D–туры по придомовой территории и некоторым помещениям появились на сайте ЖК "Леонтьевский мыс". Год спустя виртуальные туры по придомовой территории и помещениям общего пользования были внедрены на сайт лофт–проекта Docklands, тогда же возможность совершать виртуальные прогулки по квартирам появилась и у покупателей ЖК "Миллениум". Впоследствии виртуальные презентации квартир появились у таких застройщиков, как "Группа ЛСР", "СПб Реновация", "Группа ПСН", СК "Трест–36", "Леонтьевский мыс", СК "Северный город", "Лидер групп", Navis Development Group.

Изменить ситуацию

Часть экспертов рынка недвижимости скептически относятся к возможностям виртуальной реальности для демонстрации жилого объекта. Оно, по их мнению, носит скорее игровой характер и хоть вызывает интерес, не может обеспечить полное представление об объекте, которое дает посещение реального шоу–рума.
Екатерина Касатикова также пока не готова утверждать, что VR–технологии станут общепринятыми, хотя и уверена, что в определенных сегментах они точно способны существенно изменить ситуацию.
"Ключевым условием для повсеместного внедрения VR–технологий является наличие бизнес–задачи, которая имеющимися методами не решается, — считает Екатерина Касатикова. — Недвижимость — один из самых консервативных бизнесов. Девелопер не будет ничего менять до тех пор, пока текущие методы работают и результат его устраивает".
Впрочем, стагнация на рынке подталкивает девелоперов всех категорий жилья к поиску новых форматов коммуникации с покупателем, и не исключено, что именно виртуальные туры станут одним из самых востребованных маркетинговых решений.