Три кита спроса на жилье

Автор фото: Ермохин Сергей

Выбирая квартиру в новостройке, петербуржцы в первую очередь обращают внимание на такие факторы, как цена, обеспеченность объекта различной инфраструктурой и надежность застройщика. При этом они готовы поступиться площадью квартиры и городской пропиской.

Кризис и уменьшение покупательной способности привели к усилению конкуренции на рынке новостроек. Поэтому строительным компаниям приходится внимательнее относиться к тому, что важно для потенциальных покупателей, учитывать это при разработке проектов и проведении маркетинговых акций. Впрочем, запросы петербуржцев, как правило, прагматичны.

Деньги вперед

Большинство застройщиков считают ключевым фактором, влияющим на решение покупателей строящегося жилья, его цену. "У людей остается все меньше сбережений, поэтому доступность жилья играет ключевую роль", — поясняет руководитель аналитического центра "Главстрой–СПб" Петр Буслов.
По словам вице–президента по продажам холдинга Setl Group Натальи Луговской, около 90% квартир, которые компания на сегодняшний день продает, относятся к наиболее доступному классу масс–маркет.
"Не скажу, что люди переключились на самое дешевое предложение для сегмента масс–маркет, — уточняет директор департамента недвижимости ГК "ЦДС" Сергей Терентьев, — но определенно они стали более чувствительны к акциям и скидкам".
Поскольку значительная часть жилья в новостройках приобретается в кредит, то условия ипотеки также имеют большое значение. "Кому–то важно отсутствие стартового взноса, кому–то — материнский капитал, кому–то — низкая ставка по ипотеке на весь период, а кому–то — сочетание этих моментов", — говорит коммерческий директор компании Normann Татьяна Алексеева, подчеркивая, что для клиентов сейчас это становится важнее других факторов, поэтому они стараются искать максимально выгодные предложения и брать квартиры на старте проекта.
Цена жилья является настолько важным фактором, что, чтобы уложиться в бюджет, люди готовы идти на определенные уступки. Например, поступиться локацией или площадью квартиры. "В последнее время мы отмечаем тенденцию к снижению площади покупаемого жилья", — отмечает Сергей Терентьев. "В текущих условиях покупатели не готовы приобретать "лишние" квадратные метры, их интересуют рациональные планировки по доступной цене", — соглашается Петр Буслов, замечая, что в связи с этим все большую популярность приобретают европланировки.
Кроме того, по его словам, если ранее покупатель хотел приобрести квартиру в каком–то определенном районе, то сегодня он готов рассматривать недвижимость и в других локациях. Главное, чтобы она соответствовала его финансовым возможностям.
По мнению аналитика "Объединения строителей СПб" Евгения Ортина, на цену существенно влияет местоположение объекта и района строительства в целом. "Значительная доля предложений экономкласса сосредоточена на периферии города и прилегающих к КАД территориях Ленинградской области, выгодно отличающихся от районов сложившейся застройки более низкой ценой", — уточняет эксперт.
Например, активное строительство более доступного жилья в ближайших пригородах Петербурга привело к тому, что при выборе жилья люди стали пренебрегать фактором расположения в городской черте и соглашаются на регистрацию в Ленинградской области. По словам Татьяны Алексеевой, покупатели также меньше обращают на такие параметры дома, как вид из окна или наличие паркинга.

Что вокруг

Между тем в ГК "Пионер" считают, что в зависимости от экономической ситуации в целом и уровня доходов людей стоимость жилья может иметь большее или меньшее значение, не являясь при этом первостепенным фактором. Согласно данным многолетних опросов посетителей "Ярмарок Недвижимости", которые проводит компания Infowave, доминирующими при выборе жилья являются факторы, которые можно объединить в группу "Характеристики района".
"В первую очередь сюда можно отнести такие глобальные факторы, как местоположение, привлекательность района на городском уровне, и локальные — ближайшее окружение, инфраструктура, транспортная доступность", — поясняет начальник отдела маркетинговых исследований ГК "Пионер", направление "Санкт–Петербург", Светлана Лежнева.
С каждым годом фактор инфраструктуры становится все более весомым, говорят застройщики. "Еще 10 лет назад люди покупали квартиры в новых районах практически без инфраструктуры и были готовы ждать ее появления несколько лет, — вспоминает Сергей Терентьев, — но сейчас ситуация изменилась, покупатели хотят, чтобы уже при заселении в доме работали магазины, рядом с домом были детская площадка, садик и школа, чтобы недалеко имелся паркинг и чтобы у комплекса была хорошая транспортная доступность".
Особенно важно качество концепции проекта, если речь идет о проектах комплексного освоения территорий. "Людям важно, что в дальнейшем будет окружать их дома, будут ли в квартале построены соцобъекты, магазины, рекреационные и пешеходные зоны, велодорожки и прочее", — говорит Наталья Луговская. По ее словам, на основе опросов покупателей компания разработала и внедрила стандарты оснащения жилых комплексов элементами сопутствующей инфраструктуры.
Наряду с жильем в них возводятся школы, детские сады, медпункты, спортивные объекты, организуются прогулочные и рекреационные зоны, строится много детских площадок.

Доверяй, но проверяй

В условиях, когда денег на покупку жилья немного, особенно хочется, чтобы квартира была построена, а обещанные школы, детские сады и площадки не остались только на красивых рекламных проспектах. В связи с этим важным фактором, влияющим на выбор покупателя, оказывается и надежность застройщика. И в последние годы по своей значимости этот фактор стал выходить для многих покупателей на первое место. "Мы, как крупнейший брокер на рынке строящегося жилья, ежедневно заключаем более 100 сделок и видим, что покупатели стали очень требовательны и скрупулезны в вопросах опыта работы и репутации строительных компаний, разрешительной документации объектов, соответствия всех документов 214–му закону", — комментирует Наталья Луговская.
При этом покупатели в последний год стали тратить больше времени на изучение рынка перед покупкой. "Они обращают внимание на репутацию застройщика, то, что о нем пишут в СМИ и в соцсетях, люди ездят на стройку, следят за ходом возведения дома и т. д.", — рассказывает Сергей Терентьев. В 2016 году окончательно закрепился тренд перераспределения спроса в сторону крупных, хорошо зарекомендовавших себя застройщиков, соглашается Петр Буслов.

Как по заказу

Девелоперы проводят исследования потребительских предпочтений, чтобы отражать в своих проектах пожелания будущих покупателей. Ведь от этого напрямую зависит финансовый результат.
"Мы очень внимательно следим за изменением этих предпочтений и меняемся вместе с ними, — рассказывает Татьяна Алексеева, — например, сейчас при выборе новых участков под застройку мы прежде всего ориентировались именно на потребности наших клиентов".
Руководствуясь пожеланиями потенциальных покупателей, ГК "Пионер" предлагает в своих проектах аналогичные по планировкам квартиры как с раздельными кухней и соседней комнатой, так и с проемом, позволяющим сделать объединенную кухню–гостиную. Также, по словам Светланы Лежневой, пожелания клиентов нашли свое отражение в расширении предложения по степени отделки квартир: помимо качественной чистовой отделки предлагается так называемая "белая" отделка — полная подготовка к финишной отделке, которую покупатель предпочитает сделать самостоятельно. Вообще, квартиры с качественной отделкой становятся все более популярными, особенно в проектах класса масс–маркет, и в ближайший год этот тренд будет набирать обороты, отмечает Сергей Терентьев. По его словам, строительные компании регулярно проводят исследования рынка и вносят изменения в свой продукт. На основе мнения покупателей могут тиражироваться наиболее удачные решения, например, дизайн мест общего пользования.
Влияние покупателей на застройщиков довольно значительно. "Застройщики пересматривают свои стратегии развития: снижают количество выводимых очередей на рынок, меняют планировочные решения, снижают общую площадь квартир без потери функциональности", — рассказывает Петр Буслов. И в целом рынок продолжает адаптироваться к требованиям потребительского спроса.