За что россияне ненавидят госкомпании

Автор фото: Коллаж «ДП»: Wikimedia / CC, Pixabay/ CC

"Почта России" оказалась в центре довольно странной истории с застеклением табличек для слепых. С госкомпаниями подобное приключается очень уж часто. "ДП" посмотрел, за что их больше всего критикуют.

В выходные на почтовом отделении в городе Конаково Тверской области повесили табличку, набранную шрифтом Брайля. Ничего особенного в этом событии не было бы — подобными табличками оснащены многие офисы "Почты России", но в этот раз сообщение, набранное при помощи тактильного алфавита (предназначенного для чтения при помощи рук), поместили под стекло.
Фото разлетелось по соцсетям гораздо быстрее, чем разносятся по городам России доставляемые "Почтой России" посылки (по этому поводу уже не раз высказывались недовольные клиенты) и к вечеру воскресенья табличку все же перевесили.
Интересно, что в тот же день завершилась другая нелепая история, в которой главным действующим лицом опять же оказалась "Почта России". Компания уволила ту самую сотрудницу, которая в июне доставила пластинку, сложив ее пополам и запихнув в почтовый ящик. А в начале октября в сети появилось видео, снятое в одном из ростовских отделений почты России — там сотрудница нагрубила посетителю и отказалась искать посылку, мотивировав это тем, что сейчас она перебирает письма.
"Почта России" — не единственная компания, которая регулярно вызывает недовольство, но среди самых обсуждаемых и вместе с тем ненавистных компаний часто оказываются именно государственные. Последние даже бывший министр финансов и нынешний глава агентства стратегических инициатив Алексей Кудрин назвал "тормозами российской экономики". Кстати, все ту же "Почту России" не единожды называли слоупоком (то есть по сути тоже "тормозом"). Из-за долгих сроков пересылки компании даже предложили разместить медлительного покемона на логотипе "Почты России".

Приколы и лайфхаки

Регулярно суровой критике подвергается и Сбербанк, контрольный пакет акций которого принадлежит Центробанку. Над главным госбанком то издевались из-за очереди за талончиками на электронную очередь, то называли его главным PR-инструментом других банков, обслуживание в которых казалось пользователям более адекватным.
В августе 2012 года не лишенная самоиронии запись появилась и в аккаунтах "Сбербанка" в соцсетях". Пост гласил: "Народный лайфхак: Если на стене мелом написать "Сбербанк", у стены образуется очередь из 30 пенсионерок. Кто пробовал?" Правда, сотрудницу отвечавшую за активность в соцсетях, немедленно уволили, а банку пришлось приносить свои извинения пенсионерам. Сбербанк также несколько раз становился жертвой крайне неискусных фальшивомонетчиков — в июле этого года СМИ сообщали, что мошенники при помощи билетов "банка приколов" получили из банкомата Сбербанка крупную сумму денег. А годом ранее в подмене такими же игрушечными купюрами 4 млн рублей в кассе уличили и сотрудника ростовского отделения банка.

Нелетные настроения

"Аэрофлот", пожалуй, критиковали не так неистово. Но в 2013 году авиакомпания тоже стала жертвой неосмотрительного поста сотрудницы в социальных сетях. Тогда блогер Илья Варламов обратил внимание компании на размещенную на странице одной из бортпроводниц фотографию, на которой сидящим в салоне людям показывают средний палец. "Аэрофлот" пообещал провести проверку и в скором времени сообщил о том, что сотрудница уволена. Тут в истории появилась сама стюардесса, сообщившая, что фотографию она не публиковала, виновной себя не считает и вообще на фото  запечатлен салон самолета другой авиакомпании, а не "Аэрофлота". На компанию обрушилась новая волна критики, теперь уже связанная с тем, что сотрудницу уволили несправедливо.
В июне этого года соцсети активно обсуждали дебош Ксении Собчак на борту самолета "Аэрофлота". Журналистка осталась недовольна поведением стюардессы, высадившей пассажира из-за того, что он не стал показывать посадочный талон. В результате рейс сильно задержался, и остальные пассажиры провели в салоне самолета больше времени, чем длился бы полет. Кроме того, за последний год только ленивый не опубликовал пост, критикующий манеры бортпроводников "Победы", дочерней авиакомпании "Аэрофлота". Ей регулярно достается за необходимость доплачивать за все на свете, недостойный сервис и хамство сотрудников. К числу недовольных уже успели присоединиться и медийные личности, например Захар Прилепин и музыкант Tequlajazz Евгений Федоров.
Как получается, что компании с госучастием так часто попадают под удар, можно только догадываться. Причиной может быть и чрезмерно пристальное внимание к ним, и то, что перечисленные компании занимают не последнее место на рынке. А тут уже так — чем больше пользуются, тем больше и жалуются. Правда, откровенно курьезные истории, как, например, в случае со сложенной пластинкой, наводят на мысль, что госкомпании просто взяли на вооружение старый прием депутатов, придумывающих неоднозначные и иногда совершенно безумные законы. Мол, работаем мы тут, работаем, вот посмотрите. Да, не всегда получается, но мы работаем.