"Айманибанк" продал автокредиты на 250 млн рублей петербургскому банку "Оранжевый"

Автор фото: Лучинский Евгений
2014 год. открытие Ребрендированного банка Банка "Оранжевый"

Петербургский банк "Оранжевый" оказался покупателем портфеля автокредитов на 250 млн рублей у Айманибанка. Почти год последний был агентом сбора платежей, но оказался на грани отзыва лицензии, поэтому сейчас "Оранжевый" перевел их обслуживание на себя.

Банк "Оранжевый" (6 млрд рублей активов на 1 сентября, 301-е место по РФ) купил часть портфеля автокредитов московского Айманибанка, который 21 сентября попросил ЦБ РФ об отзыве у себя лицензии.
Ряд соответствующих сделок были проведены еще в конце 2015-го и в начале 2016 года, общий объем приобретенных автокредитов составляет около 5% от работающих активов "Оранжевого" (около 250 млн рублей), сообщила "ДП" первый заместитель председателя правления банка "Оранжевый" Валентина Галицкая. В купленный "Оранжевым" портфель входят кредиты клиентов из Петербурга и Москвы, а также из Московской и Ленинградской областей. До начала октября текущего года Айманибанк был агентом сбора платежей по указанным автокредитам в пользу "Оранжевого", в то время как последний в течение года был держателем этих кредитов.
"У Айманибанка разветвленная филиальная сеть, и, так как клиенты уже привыкли выплачивать кредиты через точки Айманибанка, мы продолжали пользоваться этой возможностью. Но сейчас, в связи с неопределенностью ситуации с Айманибанком, для защиты интересов своих клиентов мы переключили сопровождение этих кредитов на себя", — пояснила Валентина Галицкая.
Ранее, 21 сентября, Айманибанк ходатайствовал об отзыве у себя лицензии, ответа ЦБ пока не последовало. Устойчивость Айманибанка оказалась под угрозой после того, как 19 сентября ЦБ лишил лицензии Финпромбанк, акционеры которого с 2014 года контролируют часть долей в капитале Айманибанка. В сентябре банк приостановил прием и пополнение вкладов физлиц. В пресс-службе Айманибанка на запрос "ДП" о сделках по продаже автокредитов "Оранжевому" во вторник не ответили.
В конце 2015 года "Оранжевый" вышел на рынок автокредитования и рассчитывал по итогам сотрудничества с Айманибанком начать развивать собственные программы автокредитования. Сейчас банк планирует обосноваться в сегменте кредитов на подержанные авто. "В настоящее время идет некий разворот тренда рынка. В связи с  изменением потребительской способности людей спрос смещается в сторону подержанных авто. При этом, как показывает наша практика работы в этом направлении, указанные кредиты являются достаточно интересными для банка с учетом соотношения риска и доходности", — комментирует Валентина Галицкая. При этом банком-монолайнером "Оранжевый" стать не стремится, кредиты на подержанные автомобили станут одним из направлений.

Кредиты оптом

Известно, что бизнес-модель Айманибанка предполагала формирование относительно качественных кредитных портфелей и продажу их другим банкам. В июле о покупке части портфеля у этого банка заявил другой петербургский банк — "Александровский". Тогда речь шла также о портфеле автокредитов и о намерении начать формировать собственную базу клиентов в сегменте после покупки.
"Покупка кредитных портфелей всегда актуальна для банков, но сейчас особенно интересна. Мы работаем в условиях, когда сложно развивать бизнес только традиционным способом, то есть сначала инвестировать в инфраструктуру, а потом в продажи для запуска нового продукта. Покупка портфеля параллельно с запуском нового направления позволяет сразу получить пул клиентов и процентный доход, который можно направить на развитие бизнеса", — комментирует заместитель председателя правления банка "Александровский" Александр Тютюнник.
Самостоятельно наработать базу клиентов в автокредитовании сложно, говорит начальник управления автокредитования банка "Советский" Елена Сафронова: "Необходимо учитывать, что сотрудники банка должны приобрети достаточную квалификацию для работы с такими клиентами, должны выстроиться технологические процессы всей работы с такими продуктами, необходимо в том числе брать в расчет и конкуренцию в данном сегменте".
"Данная стратегия вполне оправданна, поскольку дает возможность быстро нарастить кредитный портфель, заранее оценив его качество. Многие игроки прибегают к этому инструменту, когда есть свободная ликвидность, при условии, что продавец дает достаточное количество информации для оценки", — отмечает территориальный директор "БКС Премьер" Вадим Исаков. "Минусом в данном случае является то, что действительно качественный портфель редко продается с существенным дисконтом. То есть те игроки, у которых грамотно настроена модель риск-менеджмента и хорошо работает маркетинг, могут привлечь подобные кредиты значительно дешевле. Просто для этого нужна инфраструктура и время", — добавил аналитик.  

Разворот на рынке авто

Рынок автокредитования тем временем продолжает падение, так как сильно коррелируется с динамикой продаж новых автомобилей. По итогам года снижение составит, по оценке БКС, 15-20%, но в 2017 году не исключен рост за счет эффекта низкой базы.
Тем не менее во многом сегмент кредитов на подержанные автомобили привлекает новых игроков на этот рынок и активизирует те банки, которые давно работают в сегменте. "Разворот в сторону подержанных авто уже произошел. Рынок машин с пробегом растет последние 2 месяца и компенсирует спад на рынке новых авто", — отметил Александр Тютюнник.
"Каждый месяц в России продается порядка 450 тыс. подержанных автомобилей. По самым скромным оценкам, около 100 тыс. сделок финансируются с помощью заемных средств, поэтому потенциал у этого рынка достаточно высокий, — оценил директор департамента автокредитования "ВТБ 24" Алексей Токарев. — До конца 2016 года "ВТБ 24" в рамках новой программы кредитования покупателей подержанных автомобилей у физлиц планирует выдать около 2 тыс. кредитов".
О своих планах вернуться на прежнюю позицию в сегменте автокредитования "ДП" рассказал санируемый "Советский": "Наш объем выдач в этом сегменте автокредитования за сентябрь 2016 года вырос на 40% в сравнении с августом", — говорит Елена Сафронова. "Я бы сказала, что рынку никуда особенно разворачиваться не придется. Реализация автомобилей с пробегом всегда составляла значительную долю от общих продаж авто. В среднем 50%", — оценила она.
"Со скачком цен на новые автомобили из-за девальвации рубля в последние 2 года рынок подержанных авто стал более привлекательным для кредитования. Тем не менее в ближайшие несколько кварталов мы рассчитываем, что и на рынке новых автомобилей также наступит оживление. Возможности небольших банков на рынке в основном будут определяться тем, насколько удастся им в борьбе с крупными игроками добиться привлечения депозитов клиентов", — прогнозирует финансовый аналитик ИК "Доходъ" Владимир Киселев.