Почему Кудрин жалеет Силуанова, как будут резать бюджетный пирог, который "стал диетическим", и что делать с российской экономикой, чтобы ей не стало еще хуже — все это обсудили с утра на Сочинском экономическом форуме.
Деловой завтрак Сбербанка в рамках Сочинского форума, который был организован главой Сбербанка Германом Грефом, был щедрым на яркие высказывания. Экономическая элита снова обсуждала перспективы российской экономики, тема завтрака была обозначена так: "Бюджетный пирог: как разрезать правильно".
Глава Минфина Антон Силуанов снова пугал ростом бюджетного дефицита и говорил о необходимости консолидации расходов. В этом году дефицит бюджета, согласно прогнозам, составит примерно 3,5-3,6%. По словам Антона Силуанова, Минфин планирует снизить его до 3,3% в следующем году и затем снижать на 1 процентный пункт ВВП в год. То есть в 2019 году, согласно планам ведомства, бюджетный дефицит составит 1%.
“
О пироге: сейчас он стал более диетическим. За прошедшие несколько лет у нас увеличился дефицит с 1,2 до 4% консолидированного бюджета. Увеличились и расходы ВВП: с 35 до 37%. 44% доходов у нас шли от нефтегазового сектора, и когда эти доходы сократились почти на треть, конечно, нам надо и возможности свои по одежке, что называется, протягивать. Можно ли обойтись без консолидации? Невозможно абсолютно. А что такое дефицит бюджета? Вот многие говорят, да подумаешь, дефицит бюджета, будет 4-5%, у нас маленький долг, увеличьте объем заимствований. Друзья, надо понимать, что дефицит бюджета — это те же самые налоги, мы изымаем из экономики, мы забираем деньги у банков, у финансовых компаний, которые бы работали в экономике, которые бы шли на кредитование, на развитие проектов, мы эти деньги изымаем через бюджет. Тот же самый эффект примерно и через налоги. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы привести бюджет в соответствие с возможностями экономики.
Антон Силуанов
министр финансов РФ
При этом глава Минфина еще раз пообещал, что существенного повышения налогов, которое многие экономисты прогнозировали после окончания выборов, в ближайшие 3 года не будет. В то же время ведомство ставит перед собой задачу повысить собираемость существующих налогов: в этом году оно планирует принять несколько мер по улучшению собираемости и тесно сотрудничать с Налоговой службой. В этом году Минфину удалось повысить собираемость алкогольных акцизов на 30%, а в следующем целью будут страховые взносы и таможенные сборы и налоги.
На фото: Председатель совета директоров группы компаний "Ренова" Виктор Вексельберг и председатель совета директоров ОАО "Трубная металлургическая компания" Дмитрий Пумпянский (слева направо на первом плане) на XV Международном инвестиционном форуме "Сочи-2016".
Экс-глава Минфина, а ныне глава совета Центра стратегических разработок и заместитель председателя Экономического совета при президенте Алексей Кудрин, в свою очередь, предложил срочно менять структуру расходов, а также признался, что ему жаль Антона Силуанова.
“
Мне отчасти жаль Антона Германовича, ему сложнее, чем в тот период, когда я был министром финансов. Как сделать, чтобы бюджет работал на экономический рост? Цены на нефть упали, я напомню, на 4% ВВП, это больше, чем финансирование всего образования в стране, больше, чем все здравоохранение. Есть продуктивные и не продуктивные расходы внутри бюджета. Что является продуктивным? Расходы на зарплату — это качество рабочей силы и ее производительность. Здравоохранение — тоже поддерживает качество рабочей силы. Расходы на инфраструктуру — общее благо. Инвестиции. Что является непродуктивным? Хотя для нас это святая статья, но это социальные расходы. Оборонные расходы тоже не являются продуктивными. Мы вкладываем в средства в вооружения, которые потом не приносят дополнительного блага стране. С 2007 года только две статьи росли в процентах к ВВП: оборонные расходы выросли на 1,5% и социальные расходы вышли на 4% ВВП. Здравоохранение выросло на 1,2%. Остальные расходы к ВВП снижались. Если сложить образование и здравоохранение, они будут примерно равняться оборонным расходам страны. Сегодня, если мы хотим настроить экономику на рост, нужно повышать продуктивные расходы, на образование, здравоохранение и инфраструктуру. Очевидно — за счет чего? Нужно изменить структуру расходов.
Алексей Кудрин
экс-министр финансов РФ
Наращивать расходы по заработной плате, как этого требуют майские указы президента, сейчас опасно, добавил Алексей Кудрин. Он предложил продлить срок выполнения указов. "Нужно наращивать зарплату только в мере наращивания расходов, иначе мы создадим новую конкуренцию бюджетного сектора с реальным сектором по стоимости рабочей силы", — заключил Алексей Кудрин.
Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров поставил под сомнение саму тему мероприятия: бюджетный пирог, по его мнению, сейчас делить нет смысла, потому что его нужно сначала испечь.
“
Каков пирог, который хочется есть? Если вы недовложили в этот пирог, когда вы его готовили, муки, масла, сахара и многих других производных, вы знаете — не то что есть, резать не захочется. Вопрос на самом деле, как его сначала испечь, а то мы делим то, что еще не испекли. И вот второй момент: вот Алексей Леонидович сказал, что жалко Антона Германовича, а население вам не жалко? Так как испечь пирог? Где взять деньги? У нас на сегодняшний день, при всех наших рассказах о том, какая у нас ужасная экономика, 53,7% — это рост прибыли предприятий. У нас на счетах в банках сегодня у предприятий 21 трлн рублей, 12 из них на депозитах — и они не работают, это нулевые деньги. Значит, может, проблема не в отсутствии денег, а в инвестиционном климате?
Андрей Макаров
глава бюджетного комитета Госдумы.
Директор региональной программы независимого института социальной политики Наталья Зубаревич просила федеральные власти дать свободу региональным управленческим командам: по ее мнению, жесткий контроль только усугубляет ситуацию.
“
Может быть, мы наконец поймем, что строем регионы не ходят, они разные? Есть регионы, у которых нет ни стимулирующей, ни консолидирующей политики. Мы посчитали, что среди регионов, которые наиболее закредитованы, часть продолжает активно наращивать расходы. Как бы "упрусь в стенку, федералы помогут, куда они денутся?". Вторая группа регионов — это те, в которых все-таки в большей мере преобладает консолидация, но она идет разными темпами, и это нормально, потому что региону виднее, где он может ужать, а где уже не получается. И третья группа регионов — те, которые продолжают стимулирующую политику, несмотря ни на что. Мы до сих пор федерация, и, может, это и есть формат более мягкой адаптации? Когда одни выруливают сами, другим надо в чем-то помочь. И я скажу в чем. Первое — не грузить дополнительными обязательствами. Нужно отодвигать исполнение указов, бюджеты регионов рухнут, и мы сами их к этому подведем. И, может, мы не будем так уже регламентировать — это тебе на осеменение рогатого скота, это на раскорчевку виноградников? Дайте свободы — это сейчас ключевое слово.
Наталья Зубаревич
директор региональной программы независимого института социальной политики