Холдинг "Ленинец" утроил объем оборонных заказов

Анатолий Турчак, совладелец холдинга "Ленинец"
Автор фото: Ермохин Сергей
Анатолий Турчак, совладелец холдинга "Ленинец"
Автор фото: Ермохин Сергей

Петербургский холдинг "Ленинец" утроил объем заказов оборонной продукции и намерен наращивать выпуск товаров гражданского назначения.

Головные производственные компании холдинга "Ленинец", контролируемого семьей губернатора Псковской области Андрея Турчака, резко нарастили объемы контрактов. Так, НТЦ "Заслон" только за 8 месяцев 2016 года получил контрактов почти вдвое больше, чем за весь 2015-й, а ЦНПО "Ленинец" с начала года подписал контрактов втрое больше, чем за весь прошлый год. Такое развитие событий "ДП" предвидел еще прошлой осенью — после того, как 30 сентября российская авиация начала бомбить Сирию. Эскалация этого конфликта привела к росту экспорта оборонной авиапродукции, на которой специализируется "Ленинец".
Входящие в холдинг "Ленинец" компании "Заслон" и ЦНПО "Ленинец" разрабатывают и производят радиоэлектронное и климатическое оборудование для военных нужд. Совокупная выручка обоих предприятий за 2015 год выросла по сравнению с 2014-м в 1,5 раза, до 6 млрд рублей. При этом ЦНПО "Ленинец" почти утроил этот показатель: 2,74 млрд рублей в 2015 году против 1 млрд рублей в 2014-м. ЦНПО с начала 2016 года подписал контрактов более чем на 32 млн рублей, в то время как за весь 2015-й было всего 11,22 млн рублей. "Заслон" за 8 месяцев 2016 года получил контрактов на 105,4 млн рублей против 67,9 млн за весь 2015 год. В 2014 году компания заключила контрактов только на 17,6 млн рублей.
В "Ленинце" не ответили на вопросы "ДП" об источниках этих успехов. В отчетности входящих в холдинг компаний говорится, что они намерены не только наращивать оборонные заказы (на них приходится 80% в обороте холдинга), но и развивать гражданское направление.
Занять место на рынке гражданской продукции сегодня мечтают все оборонщики. Они предвидят скорое снижение гособоронзаказа (ГОЗ) из-за дешевизны нефти и растущего дефицита бюджета. Например, Владимир Мельников, глава петербургского ОАО "Авангард" (выпускает радиоэлектронные изделия), ранее заявлял "ДП", что одна из главных задач предприятия — уравнять доходы по ГОЗ с доходами от продажи гражданской продукции. Но завод утратил навыки выпуска и реализации гражданских товаров, сетует председатель совета директоров "Авангарда" Валерий Шубарев.
Начать экспансию на гражданский рынок "Авангард" решил с продукции, ориентированной не на обычных граждан, а на бюджетных заказчиков. Но, похоже, заводские топ-менеджеры выбрали не лучшую тактику. Завод разработал комплексную систему безопасности, которая в автоматическом режиме проводит непрерывный мониторинг окружающей среды и сообщает в специальный ситуационный центр о возникновении различных угроз: криминогенных (разбой, грабежи), природных (наводнения), техногенных (утечка газа). А ситуационный центр координирует действия спасателей, полиции, пожарных, медиков.
Систему планировали тестировать в Кронштадте. Презентовали ее губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. Он проникся симпатией к проекту и даже похвалил разработчиков "Авангарда". Казалось, 1,5 млрд рублей у завода в кармане, но денег из бюджета пока не поступало.
За прошлый год выручка "Авангарда" просела на 30%, компенсировать падение он собирается за счет увеличения продаж радиоэлектронной продукции в Китай.

Оборонная экзотика

Внешние продажи российского оружия уже третий год стабильно держатся на уровне $13-14,5 млрд в год. Причем в общем объеме растет доля авиационной продукции: в 2014 году она составляла лишь 41% от экспорта вооружений, сейчас на самолеты, вертолеты и авиационное оборудование приходится около 60%.
В приватных беседах промышленники отмечают, что экспортные доходы могли бы быть выше, если бы у предприятий было больше свободы: сейчас они продают свои изделия за рубеж не самостоятельно, а лишь через Рособоронэкспорт. Из-за этого у них нет стимулов повышать конкурентоспособность. Например, петербургский производитель вертолетных двигателей ОАО "Климов" сможет бороться за долю на мировом рынке, только когда предоставит иностранным заказчикам такой же высокий уровень сервиса, как и конкуренты Rolls-Royce и General Electric.
Конкуренция пойдет на пользу и Минобороны РФ. Удивительно, но двигатели "Климова" дороже, чем британские и американские. Но если рубль еще обесценится, петербургский завод смело может предлагать свою продукцию иностранным производителям.
С потребителями же на внутреннем рынке дела обстоят сложнее. Например, вся отечественная радиоэлектроника основана на иностранных технологиях и комплектующих. Доля импорта в конечной стоимости изделия превышает 80%. Создавать российские аналоги в разы дороже, чем закупать за рубежом. Когда компания работает по оборонным заказам, дороговизна оправдана требованиями секретности. Но для выхода на гражданский рынок предприятиям, ориентированным на оборонный заказ, нужно снижать себестоимость и улучшать пользовательские характеристики своей продукции.
Скажем, принтер, который выпускает петербургский "Ленполиграфмаш" для оборонных заказов, способен распечатывать материалы, даже находясь на вибрирующих поверхностях и при температуре воздуха от минус 10 до плюс 55 градусов Цельсия. Но вот весит этот принтер вдвое (14,5 кг), а стоит вчетверо больше (400 тыс. рублей), чем аналогичный агрегат для гражданского использования. Обычный потребитель не печатает документы в жару, на морозе и в движении, поэтому вряд ли готов будет раскошелиться на столь экзотичную модель.

Рыночные технологии не работают

Кирилл Яковенко, аналитик ГК "Алор", напоминает: президент Владимир Путин недавно посоветовал оборонным предприятиям задуматься о производстве продукции, ориентированной на массовый рынок, в связи с планомерным сокращением объемов закупок в рамках оборонзаказа. Но продукция, производимая "Заслоном", ориентирована именно на оборонку и вряд ли будет востребована на гражданке, считает Яковенко. "В лучшем случае речь может идти об экспорте оборудования и его обслуживании, но никак не о производстве "радионянь". Производство на ЦНПО "Ленинец" более диверсифицировано, его радиолокационные станции применимы в том числе и в гражданской авиации, и на морском транспорте. Но для таких производств все же ключевой вектор развития — поставки в рамках оборонзаказа", — констатирует Кирилл Яковенко.
В оборонке не работают упаковка, маркетинг, реклама и прочие инструменты, применяемые для обеспечения массовых продаж. Причем это справедливо как для России, так и для всего мира. "Я очень сомневаюсь, что Siemens производит газотурбинные генераторы высокой мощности про запас и складирует их в надежде, что рано или поздно товар найдет своего покупателя через рекламу в сети. Дорогостоящее оборудование, в том числе производимое "Ленинцем" и "Заслоном", выпускается под конкретный проект и в строгом соответствии с требованиями заказчика. Рыночные технологии продвижения тут не работают, — резюмирует эксперт.