Подводные камни эквайринга

 

Оборот на рынке эквайринга на Северо–Западе, по данным Банка России, в 2015 году превысил 1 трлн рублей, а по итогам 6 месяцев 2016 года набрал 600 млрд рублей. Во многом этот рост обусловлен тем, что по мере развития технологий бизнес понимает, что, отказываясь от эквайринга, он существенно теряет в выручке. Доля предприятий, не принимающих к оплате карты, постоянно снижается. Все крупные сети уже предоставляют клиентам такую возможность. Более половины от общего числа договоров эквайринга заключены с малыми предприятиями. Мы ожидаем, что рынок продолжит расти на 30–35% в год как за счет развития эмиссии и платежной инфраструктуры, так и за счет сокращения доли наличных платежей в общем обороте.
Вто же время есть представители малого бизнеса, работающие на минимальной марже в условиях высокой конкуренции, которые неохотно вводят безналичный расчет, так как комиссия за обработку операций по картам съедает часть их небольшой прибыли. При работе с этим сегментом существует ряд нюансов, часть которых вытекает из масштаба бизнеса.
Во–первых, обороты таких компаний зачастую нестабильны от месяца к месяцу, что может стать причиной убытков эквайреров, ведь все расходы по запуску сервиса (а это и установка оборудования, и обучение сотрудников, и сервисная поддержка) банки берут на себя, а доходы получают от оборотов клиента. Во–вторых, малый бизнес довольно мобильный и гибкий — если "дела не пошли", то владельцы просто закрывают это направление. Можно ли в таком случае рассчитывать, что вложения банков в запуск услуги окупятся?
Не секрет, что на рынке есть перекос по доходам в сторону эмитентов платежных карт, в то время как для некоторых нетто–эквайреров направление становится нулевым или убыточным. Это приводит к тому, что на рынке эквайринга в наиболее благоприятных условиях находятся крупные эмитенты.
Одно из самых важных изменений, которое меняет рынок, — запуск карты "Мир". По закону эти карты обязаны принимать все торговые точки, чья выручка превышает 120 млн рублей в год. Из числа наших клиентов на Северо–Западе и в Кировской области к приему карты "Мир" приступили около 600 компаний, например интернет–ретейлер "Юлмарт", супермаркеты "Лэнд", автозаправочные станции "Киришиавтосервис".
Банки вкладываются в подготовку инфраструктуры— от подписания соглашений до настройки оборудования. Иногда нужно полностью менять терминальное оборудование. Все это в зависимости от многих факторов — ресурсы, время и подчас миллионы рублей, которыми располагают не все эквайреры. Во избежание проблемы "держателей карт много, а расплатиться негде" эмитенты "Мира" еще не начали активный выпуск самого "пластика". Это произойдет только после того, как большинство значимых для рынка эквайринговых сетей будут готовы принять новые карты. Ускорение процесса возможно при проведении стимулирующих мероприятий со стороны Национальной системы платежных карт (например, установление преференций по комиссиям), а также Центробанка, в том числе за счет внесения поправок в закон о национальной платежной системе.
Автор -  заместитель руководителя Северо–Западного регионального центра — вице–президент банка "ВТБ"