Блоги "ДП". Вячеслав Малафеев об особенностях бизнеса по-русски

 

Формирование бизнеса в России происходило не в самые экономически благополучные годы, а именно в 90-е, после развала Советского Союза. Естественно, это наложило определенный отпечаток на все бизнес-процессы, происходящие в России сейчас.
Инструменты бизнеса были недоступны советскому человеку на протяжении 70 лет. Понимания того, как налаживается производство от начала и до конца, не было. Все придумывалось по ходу работы и создания производства.
Да, у некоторых была возможность наблюдать со стороны, как делают бизнес на Западе, но опыта внутренней работы не было почти ни у кого. Менталитет русского человека, формирующийся на протяжении нескольких десятков, а то и сотен лет, не позволял и не позволяет до сих пор создать и произвести нечто такое, что было бы востребовано на рынке.
Бизнесмены России пошли по пути наименьшего сопротивления и, по сути, отказались от производства и формирования продукта. Бизнес по-русски строится на перепродаже услуг и товаров, причем не самого лучшего качества. Вопрос сервиса до сих пор остается нерешенным для многих, даже крупных компаний.
Главное для наших предпринимателей — продать. Что, как и зачем — вопрос второстепенный. Сервис европейского уровня на данном этапе для многих сейчас недоступен по ряду причин: нехватка кадров, денег, знаний.
Кроме того, в чьих руках сосредоточен успешный бизнес в России? В руках богатейших людей страны, которые могут позволить себе прогореть или потратить большую сумму на развитие, уходя в минус несколько лет подряд. Открыть бизнес для человека среднего класса (хотя такого в России не наблюдается) почти невозможно. Чтобы открыть бизнес, ему приходиться влезать в долги и кредиты (в кредиты — если повезет, поскольку зачастую банки отказываются рисковать и кредитовать мелких предпринимателей).
Все это обеспечивает долговую яму для предпринимателя, которую он вырыл по сути себе сам. Выход в такой ситуации, на первый взгляд, кажется простым — найти инвестора. Однако те, кто когда-то пытался найти инвестора в России, прекрасно знают, насколько это тяжело. Успешный бизнес в таком случае скорее удача, чем хорошо спланированный производственный процесс.
О производственных процессах в России вообще-то не любят говорить, по большей части потому, что здесь их попросту нет. Основная часть предпринимателей — ростовщики, покупающие подешевле и продающие подороже. Да, у них есть такая возможность благодаря определенным связям или выходам на производителей товаров. Чтобы создать товар от начала и до конца, необходимы огромные усилия и крупные финансовые вложения, которых в России ни у кого нет.
Поэтому нам и приходится довольствоваться низким качеством товаров, приезжающих из ближайшего зарубежья, — это дешево. Вырастить, произвести что-то в России — дорого, сам по себе процесс производства затратен, особенно в самом начале. Товары отечественного производства намного дороже, чем импортные. Хотя логично предположить, что должно быть наоборот.
В то же время доступные по цене отечественные аналоги импортных товаров в разы уступают вышеназванным по качеству: для их производства используется более дешевое сырье, не должным образом производитель соблюдает производственную технологию. Хотя это и удешевляет товар, на выходе мы получаем абсолютно некачественную и неконкурентную на рынке качественных товаров продукцию.
Когда такая ситуация изменится — трудно сказать. Особенно сейчас, когда экономический кризис особенно увеличил разрыв между богатыми и бедными. Тенденции к экономическому выравниванию социальных слоев не наблюдается и, скорее всего, не будет наблюдаться еще несколько десятков лет. Задача нынешних предпринимателей — скорее выжить, чем расшириться или развиться.
Единственная возможность — это помочь себе самому, рискнуть и пустить на рынок такое, что будет точно востребованно и окупится в ближайшее время. Но для этого нужны: а) стопроцентная идея; б) капиталовложения; в) индивидуальность продукта. Все эти три фактора редко кому удается учесть в одном бизнес-проекте.
Вот и получается такой бизнес по-русски: бизнес Шредингера. Зарегистрированные компании, предприниматели есть, а производства нет. Хотя бизнес — это в первую очередь не сервис и не оборот капитала, а создание продукта.
Автор — президент M16-Group, экс-вратарь "Зенита" и сборной России