"Вконтакте" запустила сервис денежных переводов

Автор фото: Иллюстрация: Николай Филиппов

Сеть "Вконтакте" вслед за "Одноклассниками" запустила денежные переводы между пользователями. Соцсети могут занять свою нишу на рынке переводов, но их ждет серьезная конкуренция с банковскими сервисами, которые пока выглядят для клиентов безопаснее.

"Вконтакте" запустила сервис денежных переводов между пользователями, следует из сообщения социальной сети. Пользователи, которые "привязали" свои банковские карты к аккаунту в соцсети, смогут переводить друг другу деньги в сообщениях.
Отправителю не нужен номер карты получателя — последний самостоятельно решает, на какую карту зачислить деньги. С обладателей карт Mastercard и Maestro комиссия не взимается. Сумма перевода "Вконтакте" может составлять от 100 до 75 тыс. рублей. Комиссия за отправку средств с карт Visa — 1% от суммы перевода, минимум 40 рублей.
Технологическую реализацию проекта обеспечивает "ВТБ 24" совместно с компанией "МультиКарта". Как уточнили в пресс-службе "ВТБ 24", срок зачисления средств на карту получателя зависит от банка, выпустившего карту, и составляет от нескольких минут до нескольких дней. Списание с карты отправителя проводится по технологии 3-D Secure (отправитель должен ввести код подтверждения из sms-сообщения).
Как уточняется в сообщении соцсети, приложение рассчитано на ситуации, когда пользователям нужно перевести деньги из рук в руки, разделить счет, собрать средства, перевести деньги за аренду квартиры или в родную страну. Для получения на данный момент доступно 17 стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Германия, Грузия, Израиль, Италия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдавия, Румыния, Узбекистан, Франция, Чехия и Эстония. Переводы осуществляются в российских рублях. Если карта отправителя или получателя привязана к счету в другой валюте, то сумма в рублях конвертируется в валюту счета по курсу банка, который выпустил карту.  
Сервис на данный момент работает в диалогах на сайте и в официальных мобильных приложениях для Android и Windows Phone. С помощью iPhone отправка переводов станет доступна после обновления приложения, получение переводов уже доступно.

Соцсети подключаются к переводам

Первыми среди российских соцсетей денежные переводы между пользователями запустили "Одноклассники" (входит в Mail.Ru Group, как и "Вконтакте"): в партнерстве с банком "ВТБ 24" они объявили о запуске подобного сервиса в феврале этого года. Как и во "Вконтакте", отправителю не нужно знать номера карты, эти данные запрашиваются сервисом у получателя. Отличие в том, что в "Одноклассниках" переводить можно небольшие суммы от 100 рублей до 8 тыс. рублей. Facebook пока не запустила подобный сервис для российских пользователей, хотя в США переводы между пользователями соцсети уже работают.
Пилотные проекты переводов в соцсетях запускались и раньше, в частности у "Яндекс.Денег". Тестировались также переводы внутри мессенджеров, есть и уже давно работающие сервисы, к примеру мобильный мессенджер MoneyTalk Тинькофф Банка с функцией мгновенных денежных переводов между участниками диалога.
Создатели подобных сервисов уверены в огромном потенциале денежных переводов в соцсетях. "Популярность банковских карт среди пользователей "Вконтакте" неуклонно растет. На долю этого способа оплаты приходится уже половина платежей", — комментирует директор по электронной коммерции "Вконтакте" Юрий Иванов.

Узкий сегмент

В то же время пока денежные переводы в соцсетях имеют довольно ограниченный потенциал развития, полагают эксперты. Главные препятствия — конкуренция с банковскими сервисами и вопрос безопасности. "Вряд ли это будет удобнее и безопаснее, чем внутри личного банковского кабинета", — считает старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова. По ее словам, основная аудитория "Вконтакте" — пользователи в возрасте от 12 до 25 лет, поэтому верхний предел денежного транша в 75 тыс. рублей завышен. "Переводы будут интересны онлайн-игрокам в виртуальные игры. Для крупных платежей пользователи все так же будут прибегать к интернет-банкингу как к более защищенному механизму", — говорит Анна Бодрова.
По мнению директора департамента банковского ПО RS-Bank, R-Style Softlab Максима Болышева, появление "Вконтакте" с ежемесячной аудиторией в 90 млн человек (собственные данные "Вконтакте") однозначно отразится на общей ситуации с переводами в соцсетях, однако в целом рынок безналичных переводов существенно пока не изменится. По его мнению, количество активных пользователей банковских сервисов отдельных крупных банков сопоставимо с аудиторией соцсетей, а у банков, во-первых, большой список поставщиков услуг, а во-вторых, выше степень доверия.
"На мой взгляд, решения, которые предлагают социальные сети, стоит рассматривать как надстройку над существующими платежными инструментами пользователей. Они станут дополнительным сервисом при общении и взаимодействии со своими "друзьями", но не заменят банковские сервисы, по крайней мере на ближайшие 2-3 года", — прогнозирует Максим Болышев.
Переводы в соцсетях будут постепенно снижать долю наличного оборота и в перспективе 3 лет способны заместить лишь до 1% наличных расчетов населения, оценил заместитель председателя правления банка "Александровский" Александр Тютюнник. "Рынок переводов в основном формируется двумя группами клиентов: трудовые мигранты — люди, которые трудятся  в крупных городах и обеспечивают за счет этого помощь своим родным раз в месяц, и бизнес-партнеры — люди, имеющие прямые коммерческие взаимодействия на постоянной основе. Обе эти группы весьма консервативны и осуществляют платежи по определенным графикам и не очень часто, поэтому их, как правило, устраивает необходимость лично дойти до пункта отправки платежа, и они более чувствительны к комиссии и надежности системы переводов", — говорит Александр Тютюнник.
В то же время внутри своей ниши потенциал подобных сервисов довольно велик, так как соцсети  развивают платные услуги для пользователей и будут наращивать их и далее. "Более того, такие сервисы могут использоваться не только для оплаты услуг непосредственно соцсети, но и для услуг, предлагаемых через социальную сеть, и контента, например музыки, а также для личных расчетов между пользователями. Думаю, что активная аудитория перечисленных сервисов может составить около 10 млн человек", — добавил Александр Тютюнник.