Известные петербургские бизнесмены рассказали, что они думают о предстоящих выборах

В воскресенье граждане России будут выбирать депутатов Госдумы, а петербуржцы — еще и новый состав городского парламента. Предприниматели есть по обе стороны бюллетеня: некоторые баллотируются, а пойти проголосовать, судя по нашему опросу, собирается большинство.

Разница с 2011 годом, когда мы в последний раз выбирали депутатов, велика. Тогда каждый второй (если не больше) бизнесмен отвечал, что голосовать не намерен: нет смысла, ничего не изменится. Некоторые думают так и теперь, но сейчас их не большинство.
Что стало причиной этой политизации? Сами бизнесмены отвечают так: если в 2011 году связь между политикой вообще и депутатами в частности, с одной стороны, и реальной жизнью, реальным бизнесом — с другой, была неочевидна, то сейчас, после целого ряда громких решений во главе с "пакетом Яровой", все стало очевиднее некуда.
Интересно, что в ответ на вопрос: "За кого будете голосовать?" — можно было услышать названия едва ли не всех партий, имеющих хотя бы теоретические шансы на прохождение и в федеральный, и в местный парламент. Трудно говорить о поддержке власти или об очевидной ей оппозиции, скорее — о ситуации неопределенности.
Часто приходилось слышать, что бизнес по большому счету хочет от власти только одного: чтобы ему создали постоянно действующие условия работы и не мешали. Дальше начинались разночтения: те, кому и сейчас не особо мешают, проголосуют за действующую власть, недовольные, соответственно, — против.
Еще одна интересная тема: какие же выборы для петербургского бизнеса важнее — городские или федеральные? Большинство затруднились с ответом. С одной стороны — в руках местных депутатов не так уж много, с другой — до этих парламентариев хотя бы можно достучаться и исправить то немногое, что им подвластно. Так что придется ставить галочки во всех четырех бюллетенях.
Довольных качеством работы уходящих составов Законодательного собрания и Госдумы не много. Причина чаще всего вовсе не в каких–то политических спорах. Самый частый упрек — некомпетентность депутатов, их неспособность видеть реальные проблемы, создание ими параллельной законодательной реальности вместо решения насущных вопросов. Отсюда логически следуют и напутствия, которые предприниматели дают будущим депутатам: вернуться в реальную плоскость, обратить внимание на те проблемы, которые можно и нужно решать. И поменьше пиариться: делать свое общественно важное и полезное дело, помня, что цель — не громкие заголовки, а благосостояние сограждан.

Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК "Теорема":

Среди депутатов есть люди, которым я симпатизирую. Но пять–шесть приличных людей никоим образом не влияют ни на деятельность Госдумы, ни на деятельность городского парламента. Взаимодействие с городским Законодательным собранием — абсолютно бессмысленная вещь для бизнеса. У нас выстроена вертикаль власти, есть небольшое количество людей, чьи фамилии всем известны, которые и принимают все ключевые решения. Все остальные совещания декоративны, их проводят просто потому, что их нужно провести. С большим уважением отношусь к Алексею Белоусову, который пытается взаимодействовать с депутатами, и при каждой встрече ему говорю: тебе не надоело биться головой о стену?
У властей есть одна реальная задача — не [опростоволоситься] к чемпионату мира по футболу. Эту задачу они будут решать всерьез. А на все остальное им [плевать].

Мария Евневич, член совета директоров "Максидома":

Недавно мы проводили мозговой штурм: пытались предложить инициативы бизнеса на региональном уровне для улучшения инвестиционного климата. И выяснили, что большая часть этих инициатив являются скорее попыткой изменить федеральное законодательство.
На местном уровне можно распределять субсидии, предоставлять небольшие налоговые льготы крупным налогоплательщикам. Но все это не очень эффективно с точки зрения поддержки бизнеса в целом. Эффективнее всего было бы просто его не трогать.
Нам нужна стабильность законодательства, а это вопрос федерального уровня. Хочется попросить Госдуму сделать паузу в законотворческой деятельности. В общем, думские выборы важнее, но там сложнее на что–то повлиять. А местные депутаты решают лишь частные вопросы, зато они рядом.
Нам помощь власти не нужна. Нам нужно, чтобы были стабильные правила и чтобы нам не очень мешали. Когда от власти исходит такое количество инициатив, связанных с бизнесом, у нас юристы с бухгалтерами перегреваются. В таких условиях трудно работать.

Сергей Бодрунов, учредитель Санкт–Петербургской инвестиционной компании:

В Думе этого созыва у нас были возможности контактировать с депутатами, но эффективность была невысокой. К примеру, в ряде случаев не просчитывались затраты промышленности на исполнение принимаемых законов, как это получилось с "пакетом Яровой".
Надо больше слушать бизнес. Если депутатами будут избраны грамотные люди, представители промышленности, в том числе и петербургской, которые хотят и умеют работать, то у нас появится шанс. В противном случае мы так и будем топтаться на одном месте, и поддержка промышленности будет заключаться только в красивых словах о том, что ее нужно поддерживать.

Алексей Белоусов, вице–президент некоммерческого партнерства «Объединение строителей Петербурга»:

Строители работают и по федеральным, и по региональным законам. Поэтому те и другие выборы для нашей отрасли равнозначны: нам нужно иметь своих лоббистов и в региональном, и в федеральном парламенте. А на всякий случай еще и в Совете Федерации неплохо бы иметь своего человека.
Нынешний уровень взаимодействия с депутатами меня не устраивает. Что касается городского ЗС, то ситуация просто отвратительная. Практически не осталось в нынешнем созыве депутатов, которые бы понимали, что происходит у нас в отрасли, какие законы требуются. В основном там сидят откровенные популисты. У них нет своей точки зрения. Вместе с тем они почти полностью лишены возможности помогать бизнесу, хотя одна из задач законодателей — это улучшать инвестиционный климат, готовить законы, которые помогут городу эффективно развиваться. У них недостаточно компетенции, недостаточно политической воли, недостаточно мотивации.

Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь»:

Городские выборы, мне кажется, важнее, чем федеральные, а муниципальные — еще важнее. Прежде всего мы все должны научиться заботиться о своих домах, своих дворах и улицах и уже потом переходить к более сложным и серьезным вопросам.
В последние пару лет политика очень сильно влияет на нашу экономику. Нет уже сфер бизнеса, которые бы не ощутили этого влияния. Живо прочувствовав на своих бизнесах взаимосвязь политики с экономикой, предпринимательское сообщество потихоньку начинает осознавать: в политической сфере принимается достаточно много решений, которые потом прямо влияют на бизнес. И становится политизированнее.
Надеюсь, что новый состав городского парламента будет по–настоящему профессиональным. Потому что про нынешний состав сказать этого нельзя.

Андрей Шарков, глава компании ShokoBox:

Для городского бизнеса местные выборы важнее. Здесь есть локальные задачи, которые надо решать. На федеральном уровне машина очень инертна, а у нас можно по крайней мере поднимать вопросы и пытаться влиять на их решение. Если хотя бы выводить эти проблемы в поле общественного обсуждения, одно это уже может приносить плоды.
Что касается Госдумы, то она, конечно, очень несамостоятельна в принятии решений. Тем не менее надо идти и на эти выборы. Выбор такой: либо забить и смириться, либо пытаться что–то сделать, чтобы нельзя было обвинить нас в том, что мы сидим ровно и ничего не делаем. Даже если из ста здоровых инициатив пройдет хоть одна — это уже больше, чем ничего.
Надо что–то делать, нельзя стоять в стороне.

Алексей Третьяков, глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка

С точки зрения законодательства основополагающими для предпринимателей являются федеральные структуры. Но правоприменительная практика может быть откорректирована и на местах — до этих депутатов ближе. Поэтому те и другие выборы равнозначны. Это как разные роды войск, про которые нельзя сказать, кто из них важнее: у каждого — своя задача.
Сейчас власть относится к малому и среднему бизнесу как к податному сословию. Бизнес — это для них источник ресурсов для решения задач и источник личной прибыли. Особняком стоит только крупный бизнес, который во многом сам и является властью. А чем бизнес мельче, тем в большей степени он является крепостным.
Бизнес действительно обращает все больше внимания на политику. Разница с отношением к предыдущим выборам очевидно. Сытое брюхо к ученью глухо, а когда начинается кризис — народ начинает просыпаться.
С другой стороны, в верховных органах власти сидят умные люди, которые прекрасно понимают: кризис в конечном счете ведет к социальным взрывам. Они стараются упреждать эти взрывы, например, тем, что выборы проводятся насколько возможно честными и прозрачными. Второй революции норковых шуб наверху очень не хотят. А когда административный прессинг ослабевает, а люди начинают просыпаться, то растет и политизация.

Александр Мышинский, глава ГК «Реал»:

Есть цитата, которую приписывают Марку Твену: если бы от выборов что–то зависело, нам бы запретили в них участвовать.
Еще полгода назад я подумывал о том, чтобы баллотироваться самому. Но, поварившись в этой каше, понял, что никакого желания это делать нет.
Сейчас идут на выборы в качестве кандидатов либо те бизнесмены, у которых все хорошо, либо те, у которых уже совсем все плохо, кто устал от борьбы с нынешними законами и кому уже нечего терять. А те, кто занимается поддержанием своего бизнеса, идти туда не хотят, потому что понимают, с какими рисками это связано. Идти в политику и оставаться независимым нереально.
Наш городской парламент совершенно независимый — в том смысле, что от него ничего не зависит. Пока общаешься с нашими депутатами по отдельности — вроде все нормальные, хорошие люди. А когда они собираются все вместе, то, кажется, коллективный разум побеждает отдельный интеллект.
У нас слишком много законов и инициатив, которые утверждают люди, далекие от той сферы, которой они пытаются рулить. Они похожи на людей, которые со своими правами на вождение автомобиля пытаются управлять самолетом. Наши депутаты, ничего не понимая в конкретных областях, принимают какие–то решения — и только потом бегут к предпринимателям и спрашивают: ну как, здорово я придумал?
А законы всего лишь должны быть такими, чтобы жизнь и бизнес были комфортнее, чем они есть сейчас.

Аркадий Пекаревский, владелец Grondard

Хочется проголосовать так, чтобы ничего не менять. К сожалению, изменения редко приводят к чему–то лучшему. Революция нам точно не нужна. Действующая власть не мешает мне вести бизнес, а это самое главное.

Василий Сопромадзе, девелопер, экс–президент «Корпорации С»

У меня есть поговорка: не дружить с политиками и платить налоги. Никогда ни на какие выборы не ходил и ходить не собираюсь. Хотя это, конечно, плохо. Остальных граждан призываю прийти на выборы. Но лично я — не хочу.
Не хочу выбирать между "плохо" и "очень плохо". Бизнес надо делать таким образом, чтобы ни от кого не зависеть, платить налоги и ни при каких обстоятельствах не дружить с политиками. Тогда будет полная нирвана в жизни.
Изменится ли эта ситуация в обозримом будущем? Лично я собираюсь жить долго и счастливо, но до таких изменений, думаю, не доживу.