Мошенники по ту сторону прилавка

Автор фото: Коньков Сергей
Открытие экспозиции «История денег» экспозиционно-выставочного центра «Монетный двор», которая организована Гознаком в отреставрированном здании Аннинского кавальера Петропавловской крепости.

 

Как поступать, когда в конце смены тебе звонит администратор магазина и говорит, что в кассе недостача и есть подозрения, что это из–за "странных покупателей", что приходили днем? Ясно, что в магазине побывали мошенники, и ты, конечно, можешь повесить недостачу на сотрудников, но получишь замкнутых продавцов–сторожей, видящих в каждом покупателе злодея. Или же простишь им произошедшее, допуская безответственное отношение к деньгам. Это та самая ситуация, когда придется выбирать одно из нескольких зол. Чтобы не попасться на уловки мошенников, хватит внимательности и знания распространенных схем обмана. Первая — фальшивые деньги. Иногда их приносят люди, которые сами не знают, что купюра поддельная. Если все–таки это злоумышленники, обычно они покупают в спешке какую–то мелочь, но расплачиваются купюрой 5 тыс. рублей. Лучшая защита — хороший детектор банкнот. Стоят такие аппараты 8–10 тыс. рублей и окупятся после выявления всего двух фальшивок. Вам останется строго наказать сотрудникам проверять тысячные и пятитысячные купюры. Фальшивки меньшего номинала я не видел лет десять.
Вторая схема — "загибалы". Это уже точно мошенники. Покупатель выбирает какую–нибудь мелочь стоимостью, например, 112 рублей, при этом держит в руках тысячную купюру. Демонстрирует, но не отдает, спрашивает, будет ли сдача. В этот момент многие совершают ошибку: открывают кассу для проверки. Тем временем мошенник "загибает" деньги в рукав и предлагает дать еще 12 рублей, чтобы вы дали ему сдачи ровно 900. Протягивает мелочь и говорит, что тысячу вы у него уже взяли, может даже показать пустой кошелек. Касса открыта, и, если в ней есть хоть одна тысячная купюра, мошенник будет настаивать, что это его деньги. Неопытные сотрудники теряются и отдают и деньги, и товар. А если в кассе нет таких купюр, мошенник извинится, скажет, что перепутал, устал, и быстро уйдет. Доказать умышленное мошенничество почти невозможно. Защита — правильная работа с кассой. Пока деньги не в руках у продавца, кассу нельзя открывать. А расчеты лучше проговаривать вслух, например: "Всего 112 рублей, ваша 1000, сдача 888 рублей".
Наконец, мошенничество "с возвратом". Мошенники входят по двое–трое. Один "работает" с продавцом, остальные отвлекают. Мошенник выбирает недорогой товар, допустим, за 250 рублей, и расплачивается купюрой 5 тыс., забирает сдачу — 4750 рублей. Как только он получает сдачу, вспоминает, что все перепутал, и полный расстройства возвращает товар и просит вернуть ему 5 тыс. Дальше логики нет, только шум: "Вот ваш товар! Сколько он стоил? 250! Вот вам ваш товар и ваши 250 рублей! Отдайте мне мои деньги!!!" На этом фоне подельники поторапливают и поддерживают своего. Запутанный сотрудник в легком шоке забирает товар, 250 рублей и отдает 5 тыс. В итоге в кассе минус 4500 рублей. Лучшая защита — не допускать суеты. Если касса открыта, нужно закончить операцию, а потом начинать другую. Возврат — это другая операция. Можно завести бланк возврата товара, такой, чтобы в нем указывали номер паспорта. Мошенник не станет оставлять данные, признает неудачу и уйдет.
Подытожить хочу тем, что паниковать не стоит: 99,9% наших посетителей — это честные и любимые нами покупатели.
Автор - владелец сети магазинов "Хороший чай"