Как в Петербурге собираются бороться с нелегальной рекламой

Автор фото: Сергей Ермоохин
Тысячи рекламных объявлений клеят в Петербурге каждый день. Доходы этого теневого бизнеса скоро превысят доходы легальных операторов наружной рекламы, работающих на рынке с оборотом 3,6 млрд рублей в год.

С октября с нелегальными рекламными объявлениями начнет бороться система автодозвона за 2 млн рублей в месяц.

Увеличение в 5 раз штрафов за расклейку незаконных рекламных объявлений, арест расклейщиков и привлечение их к принудительным работам, блокировка телефонных номеров рекламодателей, а также запуск системы автодозвона — вчера чиновники и представители бизнеса обсуждали, как эффективно бороться с нелегальной рекламой в Петербурге.

Мизерные штрафы

Обилие так называемого рекламного мусора — объявлений, которыми заклеивают стены домов, заборы, остановки, дорожные знаки и даже чужие легальные рекламоносители, — уродует город и подрывает его статус культурной столицы, уверен президент Ассоциации операторов наружной рекламы Петербурга, генеральный директор ГК "Постер" Кирилл Опарин. "Доходы этого бизнеса скоро будут превышать доходы легальных операторов наружной рекламы. Проблема нелегальных рекламных объявлений стоит в полный рост, но пока эффективного решения нет", — говорит он.
Люди, зарабатывающие на "мусорных" объявлениях, чувствуют свою безнаказанность, сейчас штрафы для физических лиц мизерные: 1 тыс. рублей при первом нарушении и до 5 тыс. при повторном, говорит Кирилл Опарин. Доказать причастность юридических лиц к расклейке объявлений почти невозможно. С начала этого года в Петербурге было составлено 1,2 тыс. протоколов о незаконной расклейке рекламных объявлений, и только 53 — в отношении юридических лиц. Общая сумма выписанных штрафов составляет 2,3 млн рублей, однако пока оплачено всего 30%.
И.о. начальника Управления по контролю за соблюдением законодательства об административных правонарушениях комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Михаил Ходячев говорит, что одних и тех же расклейщиков задерживают по 20-30 раз. "Они не стесняясь говорят, что так зарабатывают себе на жизнь. Им выгоднее платить штрафы, чем бросить такую работу", — возмущается он.

Блокировка номеров

В Смольном решили: если поймать и наказать сложно, нужно зайти с другой стороны и начать борьбу с рекламодателями. В октябре в Петербурге наконец-то запустят одобренную губернатором еще год назад систему автодозвона на номера, указанные в таких рекламных объявлениях. Потенциальные клиенты компаний-рекламодателей не смогут к ним дозвониться, линия будет все время занята. Председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев уверяет, что такой способ нейтрализации нелегальной рекламы хорошо зарекомендовал себя за рубежом и в других городах России.
Однако это дорогое удовольствие для бюджета, уточняет начальник отдела городских телекоммуникаций и развития сетей связи городского комитета по информатизации и связи Игорь Бушихин. По предварительным расчетам, для автодозвона на 600 номеров в течение 12 часов в день потребуется 1,9 млн рублей в месяц. В комитете предлагают использовать другой, более дешевый способ воздействия на нарушителей — блокировку телефонных номеров, указанных в объявлениях. Правда, для реализации этой идеи придется вносить изменения в федеральное законодательство. Кроме того, есть опасения, что найдутся те, кто начнет специально расклеивать номера телефонов конкурентов или бывших подруг, чтобы свести с ними счеты.
Координатор движения "Красивый Петербург" Роман Шайхайдаров, поддерживая идею автодозвона, предлагает способ снизить издержки. Для этого, по его мнению, нужно скорректировать Бюджетный кодекс РФ, чтобы собранные с нарушителей штрафы не зачислялись в общий котел, а целенаправленно тратились на оплату автодозвона. В районных администрациях, которые уполномочены сейчас составлять протоколы о таких нарушениях, предлагают делегировать это право сотрудникам полиции. Дело в том, что задерживать и проверять личности расклейщиков нелегальной рекламы могут только полицейские. В самой полиции не в восторге от такой инициативы. Как заявил Игорь Аржанов, начальник Центра организации исполнения административного законодательства ГУ МВД по СПб и ЛО, "ни людских, ни денежных ресурсов, ни других супервозможностей" на борьбу с расклейщиками объявлений у них нет.
Детальной проработкой всех обсуждаемых инициатив займется рабочая группа при Торгово-промышленной палате Петербурга и комитете по печати. В ближайших планах — подготовить правки в КоАП об увеличении штрафов для физлиц до 15-25 тыс. рублей, а если расклейщик попадется дважды в течение одного года — арест или принудительные работы.