Как под Гатчиной фермеры производят мраморную говядину

Автор фото: pixabay.com

В Гатчинском районе набирает обороты семейная ферма, производящая 10 т мраморной говядины в год. Инвестиции в проект составили 13 млн рублей.

Животноводческая семейная ферма Ларисы Пухляковой под Гатчиной открылась 3 года назад, став участником государственной программы "Развитие семейных животноводческих ферм Ленинградской области". Семья Пухляковых получила грант на 8 млн рублей. Всего на открытие фермы ушло 13 млн рублей: 60% — грант государства и 40% (5 млн) — личные средства семьи.
Инвестиции были потрачены на создание фермы с нуля: покупку трактора, постройку помещения для хранения техники и сена, оборудования скотного двора. Также на эти деньги было куплено поголовье: 50 коров и два быка–производителя абердин–ангусской породы. Сегодня на ферме уже 90 коров маточного поголовья, к животному двору добавились куры и козы.

Аргентинское и наше

Проектная мощность предприятия — 10 т мяса в год, но в планах увеличить этот показатель в 2 раза. "У нас уже подрастает 46 телок, специально для них мы купили еще одного быка. Благодаря им только поголовье телят можно довести до 300 голов", — рассказывает Лариса Пухлякова. Фермер добавляет, что для расширения хозяйству не хватает земли, на приобретение которой пока нет средств. Сейчас ферма занимает 422 га земли, из которых 420 га взято в аренду.
Срок окупаемости проекта — 8 лет, поэтому о прибыли Пухляковы пока не говорят. Всю продукцию семейной фермы раскупают частные лица. По словам Ларисы Пухляковой, наладить сбыт ресторанам у них не получилось: "Рестораторам, к сожалению, неважны вкусовые качества. Они говорят, что у аргентинского мяса мраморность лучше. Но оно же мороженое, а наше свежее!" — настаивает Лариса Пухлякова. Доход ферме приносит собственная столовая в Петербурге, где блюда готовят из мясной и молочной продукции с фермы.
Леонид Гарбар, генеральный директор компании "Свои в городе" и совладелец ресторана "Строганов Стейк Хаус", объясняет, что при покупке мраморной говядины рестораторы обращают внимание на множество нюансов: срок откорма скота и качество зерна, способ забоя, срок хранения мяса. "Из–за границы рестораторы покупают не мороженое, а охлажденное мясо в вакуумной упаковке, — уточняет ресторатор, — к тому же если срок годности мясной продукции 5 дней, то, конечно, она проигрывает тому же "Мираторгу", предлагающему мраморную говядину со сроком хранения 60 дней", — комментирует эксперт. Также ресторанам невыгодно покупать продукцию у небольших хозяйств, поскольку они не могут обеспечить весь необходимый объем. К примеру, "Строганов Стейк Хаусу" в месяц нужно 3 т мяса, это около 60 голов.

Аренду бы дешевле

По данным Ассоциации фермерских (крестьянских) хозяйств, доля фермерской продукции на городских прилавках составляет всего 0,7%. Производители сельхозпродукции жалуются на сложности организации сбыта. Сейчас, например, в Петербурге работает "Лавка фермеров" — кооперативный магазин, открытый при содействии ассоциации, личных подсобных хозяйств и кооперативов.
По мнению главы ассоциации Михаила Шконды, главная сложность — это реализация продукции по достойной цене. "Как один из вариантов, город мог бы снижать стоимость аренды площадей для магазинов с фермерской продукцией", — добавляет Михаил Шконда. Например, ЖК "Новый Оккервиль" пошел навстречу и снизил цену аренды для "Лавки фермеров".
По данным комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, доля фермерской продукции в общем объеме сельхозпродукции региона составляет около 10%. За январь–март 2016 года населением и фермерами было произведено 2,3 тыс. т мясной продукции. В регионе работает 900 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 104 тыс. личных подсобных хозяйств.