Дмитрий Медведев и новый министр образования Ольга Васильева встретились в Петербурге с ректорами ведущих вузов и обсудили перспективы высшей школы: как привлекать бизнес к образованию и как поддерживать науку, если денег больше не становится.
Ректоры и преподаватели ведущих вузов страны собрались в Петербурге на форум "Развитие высшего образования". В пятницу к ним присоединились премьер-министр Дмитрий Медведев и Ольга Васильева, новый министр образования.
Премьер-министр получал большое удовольствие от обсуждения близкой ему темы (и, например, в конце встречи ждал, но не дождался новых вопросов и продолжения разговора). Главную цель Медведев обозначил уже во вступительной речи: российское образование должно вновь стать "лучшим или одним из лучших в мире".
Нагрузка на государстве
Ректоры и преподавали пересказали премьеру и министру, о чем они говорили по ходу форума. Среди основных тем были инновации и новые технологии, вопросы трудоустройства выпускников, проблема зарплат преподавателей, научные исследования, способы привлечения бизнес-структур к образованию и роль вузов в региональном развитии.
Ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский рассказал Медведеву, что для полноценного развития вузы должны усилить взаимодействие одновременно и с властью, и с бизнесом, и с обществом. Что касается бизнеса, то тут помогает наличие в некоторых регионах экономических "кластеров". Среди других инструментов — целевой набор и базовые кафедры в соответствие с потребностями конкретных предприятий или отраслей.
К теме взаимодействия с бизнесом вернулись и позже, при обсуждении вопроса о трудоустройстве. Участники констатировали, что вузовские программы нуждаются в обновлении, и предложили привлекать к этому предпринимателей. Кроме того, их стоило бы, по мнению ректоров, приглашать и в наблюдательные и попечительские советы вузов — для большего контакта.
Тем не менее бизнесу отводится второстепенная роль; премьер-министр согласился, что задействовать реальных коммерсантов надо, но подчеркнул, что основная нагрузка все равно останется на государстве. Он привел в пример свой диалог с сотрудниками Стэнфорда, у которых он спросил, какова доля госфинансирования в их бюджете; выяснилось, что 85%.
В те же наблюдательные советы — не всех вузов, но хотя бы основных — предложили включать не только бизнесменов, но и губернаторов; Дмитрий Медведев тут же поинтересовался у Георгия Полтавченко, в советы каких вузов он входит (выяснилось, что входит в три), и согласился, что нужно рекомендовать губернаторам эту работу, хотя заставлять никого не будут.
Деньги есть, но лишних нет
Отдельно обсудили и перспективы онлайн-образования. Премьер-министр, несмотря на своей имидж инноватора, в данном случае выступил с консервативных позиций, усомнившись в статусе такой формы обучения. Он предложил ректорам привлекать к этой работе "известных ученых с репутацией" и сопровождать онлайн-лекции "знаком качества" конкретного вуза, который бы подтверждал компетенцию курса. В то же время Медведев согласен, что таких лекций и курсов должно быть больше.
Разумеется, не обошлось без вопроса о деньгах. Напрямую поднять жалованье Медведева не просили, но предложили, чтобы базовая часть зарплаты (не зависящая от надбавок и грантов) была не менее 60-70%; премьер сказал, что это могут решать сами вузы.
Сидевший рядом с премьер-министром нобелевский лауреат Жорес Алферов напомнил главе правительства, что нужно напрямую поддерживать научные исследования, ведь одних грантов не может хватить — есть много рутинных, никакими грантами не оплачиваемых исследовательских процессов. Медведев согласился и сказал, что нужно перераспределять деньги, выделенные на образование, так, чтобы научным исследованиям доставалось больше.
Вообще, по его словам, объем финансирования образования будет прежним ("с учетом ситуации"), государство во всяком случае "постарается" все сохранить на нынешнем уровне. Так что увеличения финансирования ждать не нужно.
В очередь не встают
Не обошлось на этой встрече и без политики. В бесчисленный раз ректоры констатировали, что ученым надо больше печататься в научных журналах (и отметили небольшой прогресс по этому вопросу); впрочем, как выяснилось, в последние 2 года это стало сложнее — многие зарубежные гуманитарные журналы, по их словам, по политическим причинам не берут тексты русских авторов: историков, социологов, политологов. "Да, нас испытывают на прочность", — согласился Медведев. Выходом из ситуации будет воссоздание отечественных журналов и увеличение поддержки тех из них, кто продолжает существовать.
Другую проблему констатировал Артем Юров из Балтийского университета: российские ученые участвуют в некоторых общемировых научных проектах (вроде адронного коллайдера), но научная инициатива полностью упущена, и в самой России (за редчайшими исключениями) нет проектов, "куда выстраивалась бы очередь". Это замечание осталось без ответа: ответ на него в правительстве пока не знают.
В конце заседания (перед тем, как выяснилось, что премьеру хочется поговорить еще, но вопросов к нему уже нет) участников развеселил ректор МГУ Виктор Садовничий. Он показал коллегам "верноподданейшее обращение" министра образования (на этих словах Садовничий кивнул на Ольгу Васильеву) к государю императору (тут уже кивать было не на кого) — и рассказал, что некоторые из тех проблем, что обсуждаются сегодня (в частности, про направление расходования средств), были актуальны и в 1867 году, когда министр писал это обращение к Александру II.