Дмитрий Бардачев news@dp.ru Все статьи автора
12 августа 2016, 00:01 83

Разрушительная конкуренция

На демонтажном рынке небольшие компании выигрывают госконтракты с помощью демпинга, но крупные заказы по–прежнему достаются лидерам.

По данным ФГИК "Размах", в России зарегистрировано около 7 тыс. компаний, включающих в спектр своей деятельности снос и демонтаж, из которых только около 20 являются крупными профильными федеральными и региональными компаниями.

Емкость рынка демонтажа в Петербурге и Ленобласти по итогам 2015 года здесь оценивают в сумму 1,5 млрд рублей.

Высшая лига

Основные игроки на петербургском рынке демонтажа: ГК "КрашМаш", ФГИК "Размах", ГК Springald, "Ирон", ГК "Решение".

По словам управляющего партнера ФГИК "Размах" Сергея Ефремова, подавляющее количество компаний на рынке — это однодневки, непрофильные подрядчики и компании, которые считают, что, научившись сносить заборы у дачных участков, уже могут перейти в "высшую лигу" и участвовать в крупных тендерах. "Это тенденция рынка, которая с годами не меняется, а только усиливается, так как с ней никто не борется", — сетует он.

Высокая насыщенность рынка небольшими демонтажными компаниями, предлагающими демпинговые цены, при снижении инвестиционной активности стала головной болью для ключевых игроков. "Заказчики стараются получить лучшее качество за минимальную стоимость. Отсюда и получается, что, если хочешь работать в родном городе, изволь умерить свой аппетит и работай с минимальной рентабельностью", — рассказывает Александр Васильев, генеральный директор ГК "Решение".

В результате крупных профильных компаний, которые работают исключительно в СПб и Ленобласти, практически не осталось. Для расширения портфеля заказов они выходят в другие регионы.

По данным "Петростата", в Петербурге в I половине 2016 года было выполнено строительных работ на 168,5 млрд рублей, что на 3% больше, чем в аналогичном периоде 2015 года. "Объем работ по демонтажу в частном секторе также сохранился на уровне прошлого года. По нашим оценкам, это около 0,8–1 млрд рублей", — говорит Александр Васильев.

"Как активные участники рынка, мы наблюдаем тенденцию к постепенному росту. Думаю, такой рост сохранится и в 2016 году", — ожидает Денис Полищук, вице–президент ГК "КрашМаш".

Муниципальный заказ

Небольшие демонтажные компании активно участвуют в госзакупках и успешно в них побеждают. "На рынке сегодня много компаний–однодневок и непрофильных игроков, которые оттягивают на себя часть небольших проектов, в первую очередь тендеров, объявленных муниципалитетами. Но тенденция в отношении крупных контрактов не изменилась и для их реализации привлекаются профильные компании", — рассказывает Руслан Семенов, руководитель дирекции электронных торгов ФГИК "Размах".

Муниципальные власти являются основными заказчиками демонтажных услуг в государственном секторе. Руслан Семенов: "В среднем сумма государственного контракта всегда существенно меньше цены контракта в частном секторе. В Петербурге в 2016 году было открыто только несколько государственных заказов, стоимость которых превышала бы 30 млн рублей. В основном по Петербургу госконтрактов меньше, чем по регионам, и их ценовая планка небольшая".

Так, сегодня в системе электронных торгов размещен тендер администрации Красногвардейского района на снос многоквартирных домов стоимостью около 14 млн рублей.

По словам Руслана Семенова, проблема государственных и муниципальных тендеров заключается в том, что зачастую победитель в них известен заранее и уже под него пишутся конкретные условия участия. При этом участники рынка пытаются с этим бороться, пишут письма в ФАС, но не всегда успешно.

"То, что есть у нас сегодня, — это даже не раздел сфер влияния, а просто беспредел. Нет единых правил игры, нет единой системы ценообразования, нет адекватной системы оценки компетенций компаний для их вхождения в тендер. Поэтому выбор компании осуществляется на основе простого фактора — цены", — говорит о проблеме Сергей Ефремов.

Масштабные планы

Самые крупные объемы демонтажных работ в городе сегодня приходятся на расчистку территорий бывших заводов под жилье.

"В основном это редевелопмент депрессивных промышленных территорий. Также это проекты по реновации городских территорий, а конкретно — ликвидация аварийного жилого фонда. В роли заказчиков, как правило, выступают инвестиционно–строительные компании", — говорит Денис Полищук.

Объем демонтажных работ в Петербурге небольшой и носит случайный характер, утверждает Александр Васильев. "Все находятся в ожидании реновации территорий бывших заводов на территории города. Основными заказчиками демонтажных работ большого объема по–прежнему остаются девелоперские проекты. В частности, это застройка бывшего мясокомбината "Самсон", Фабрики им. Крупской, завода им. Климова, территории заводов на Октябрьской набережной", — перечисляет Александр Васильев.

Развитие рынка демонтажа в Петербурге в ближайшие несколько лет также будет связано с редевелопментом промышленных зон под строительство нового жилья. "Известны глобальные планы по застройке набережных Невского района, объекты в районе Охты, по развитию территории "Красного треугольника", а также территории крупнейших заводов Петербурга. Кроме того, известно о масштабных планах девелоперов Москвы по выходу в регион", — ожидает Александр Васильев.

Развитие оборонной и других секторов промышленности в рамках программ государственного финансирования и импортозамещения также способно обеспечить демонтажный рынок крупными заказами.

Редевелопмент промышленных территорий, а также развитие исторической части города, которыми занимаются крупные строительные компании, на сегодняшний день и обеспечивает заказами демонтажные компании. Так, в частности, с ноября 2015–го по апрель 2016 года наша компания выполняла демонтаж всех зданий на территории бывшего пищевого комбината, расположенного по адресу: ул. Костюшко, 19, где крупный строительный холдинг Setl City начал реализацию проекта жилого комплекса бизнес–класса "МОСКВА". Один из самых важных и крупных проектов, реализацией которого в первую очередь должны заниматься власти города и профильные комитеты, — это ликвидация аварийного состояния десятков жилых домов, которые находятся в исторической части города. В противном случае такие аварийные ситуации, как в 2013 году на Лиговском пр., 117, лит. В, где обрушилась часть жилого дома, к сожалению, будут повторяться с периодической частотой.
Максим Рот
управляющий директор ООО "Строительная фирма "ИРОН"
Новости партнеров
Реклама