Как российские питомники на деле осуществили импортозамещение

Генеральный директор питомника "Алексеевская дубрава", член правления Ассоциации производителей посадочного материала (АППМ) Алексей Крюков о том, как российские питомники на деле осуществили импортозамещение.

Когда наступает кризис, все говорят о том, что это время возможностей. Обычно эти слова не имеют ничего общего с реальностью, но за российское питомниководство действительно можно порадоваться — оно сейчас на подъеме.
До недавнего времени в основном посадочный материал закупался в Европе. Деревья и кусты, красивые на картинках, даже при докризисном курсе евро обходились в баснословную цену из–за очень сложной логистики.
Привезти дерево ничуть не проще, чем слона или жирафа: чтобы растение перенесло транспортировку, надо выполнить множество условий. Но даже удачная перевозка не гарантирует того, что дерево приживется. Ведь оно росло совершенно в другом климате, иммунитет у него "заточен" под другие болячки. Поэтому многие растения погибали просто от того, что не могли акклиматизироваться.
Сейчас вектор серьезно повернулся в сторону отечественного посадочного материала: саженцы не уступают по качеству иностранным, но гораздо дешевле.
Выбор в местных питомниках достаточно широк: у нас научились выращивать все популярные в городском и загородном озеленении лиственные и хвойные деревья, декоративные кустарники и многолетние цветы. Словом, российские питомники уже выполнили основную государственную задачу: мы на деле осуществили импортозамещение.
На последнем заседании Ассоциации производителей посадочного материала этот факт был подтвержден и статистикой, и положительными отзывами наших зарубежных партнеров. Они признали, что российские питомниководы достигли мировых отраслевых уровней и стандартов.
Поэтому мы не собираемся останавливаться: у всех питомников есть планы развития. Но есть большая проблема: нам, как и всем субъектам отечественной экономики, не хватает нормального, человеческого кредитования. И ситуация ухудшается — все питомники относятся к сектору малого бизнеса, а условия кредитования для малых предприятий постоянно ужесточаются.
Заемные средства нам нужны для покупки сложной агротехники. Очень скоро российское питомниководство подойдет к черте, когда развитие станет возможным только с использованием достижений технического прогресса. Говоря проще, можно из лейки поливать 1 га, но на 10 га уже нужна автоматическая система полива.
Недоступность кредитов — пожалуй, сейчас главная проблема отрасли. И, к сожалению, с этим руководители питомников самостоятельно справиться не в силах — в отличие от всего остального.
Хочется, чтобы государство обратило на нас внимание и вписало отрасль питомниководства в различные федеральные и региональные программы развития сельского хозяйства и АПК. Это даст нам возможность наравне с фермерами, животноводами и овощеводами получать кредиты по льготным ставкам, участвовать в государственных программах возмещения процентов и субсидирования покупки техники, а в перспективе, возможно, претендовать и на госгарантии.