Серьезных потрясений ждать не стоит

Автор фото: Коньков Сергей
Александр Казанский, директор филиала «Санкт-Петербургский» ПАО КБ «УБРиР».

Как банку быть прибыльным в непростой экономической ситуации и на какие показатели работы финансовой организации нужно обращать внимание, чтобы оценить его надежность, рассказал в интервью "Деловому Петербургу" директор филиала "Санкт–Петербургский" Уральского банка реконструкции и развития (ПАО "КБ "УБРиР") Александр Казанский.

Как вы оцениваете ситуацию на российском банковском рынке по итогам первого полугодия 2016 года? Изменилась ли она по сравнению с 2015 годом? Стала ли она более устойчивой?

— Банки уже адаптировались к вызовам российской экономики, связанным с внутриструктурным кризисом, геополитическими событиями и экономической ситуацией в стране. Сейчас они гораздо оперативнее реагируют на изменения, пересматривая продуктовую линейку и снижая риски по кредитным предложениям.
Заметно, что постепенно оживает рынок потребительского кредитования, корпоративный сектор пока сосредоточился на развитии комиссионных услуг, делая акцент на продаже банковских гарантий, развитии сегмента расчетно–кассового обслуживания (РКО) и торгового эквайринга.
Нервозность на рынке, связанная с отзывом лицензий, тоже уже не такая высокая, как 2 года назад, когда с рынка ушли сразу несколько крупных игроков, таких как Внешпромбанк, Рускобанк.
Участники банковского сектора приняли новые правила игры и научились им соответствовать. Процесс совершенствования банковского надзора, вероятно, продолжится и в 2016–м, и в 2017 году, однако теперь банки понимают, как выстраивать бизнес в новых условиях.

Флагманы банковского рынка по итогам первого полугодия 2016 года демонстрируют положительную динамику показателей. УБРиР также закончил полугодие с прибылью. Каким образом этого удалось достичь в непростой экономической ситуации?

— Сохранению прибыльности банковского бизнеса способствует несколько факторов. В приоритете остается ведение консервативной кредитной политики, позволяющей обеспечивать устойчивость банка и успешно решать задачи клиентов.
Начиная с 2014 года мы улучшили модели оценки потенциальных заемщиков, а также сместили фокус в сторону работы с лояльными клиентами.
Все эти меры позволили добиться снижения потерь по просроченным кредитам в 2015–м и в первой половине 2016 года. У нас на 33% сократилось количество клиентов, допускающих невыплаты первичных взносов по кредиту, и на 12% снизились объемы просроченной задолженности. Соответственно, удалось снизить нагрузку на резервы.

Что пришлось менять в работе банка, чтобы сохранить устойчивое положение на рынке? От чего отказаться, а что, наоборот, потребовалось внедрить?

— Мы следим за состоянием рынка в целом и держим руку на пульсе, оценивая предложения конкурентов. Таким образом нам удается обеспечивать наших клиентов необходимыми и актуальными услугами.
Так, для лояльных зарплатных клиентов нами были снижены процентные ставки по кредитам, а в секторе малого и среднего бизнеса произошла некоторая либерализация необходимого пакета документов для выдачи гарантий в рамках госконтрактов.
В кризисное время предприниматели стараются любыми способами остаться на плаву, и спасательным кругом может стать участие в государственных тендерах и контрактах. Мы вовремя это поняли и стали активно развивать услуги, связанные с предоставлением банковских гарантий, которые позволяют клиенту получить доступ к конкурсам на исполнение контрактов любого объема, в том числе — государственных (в соответствии с 44–ФЗ и 223–ФЗ). Услуга оказалась востребована клиентами. Так, объем портфеля банковских гарантий филиала "Санкт–Петербургский" составляет существенную часть общего портфеля гарантий банка.
В дальнейшем мы намерены плотно сотрудничать с профильными комитетами Санкт–Петербурга по выдаче банковских гарантий в рамках госзаказа.
Что касается работы с малым и средним бизнесом, то мы возобновили работу по выдаче кредитов на инвестиционные цели в рамках лимитов МСП–Банка.
Исходя из стратегии, мы проводим тщательную проверку наших партнеров.
Мы сконцентрировались на предельной прозрачности и чистоте бизнеса клиентов. Они не должны быть связаны с серыми схемами: уклоняться от налоговой службы, выводить средства за пределы страны. К ним не должно быть претензий со стороны Росфинмониторинга.

Каким образом банк сегодня может подтвердить свою надежность?

— Мой совет: соберите полную информацию о банке и оценивайте ее в комплексе. Первое, что должно подвергнуться анализу, — финансовая отчетность банка, которая в обязательном порядке публикуется на сайте Центробанка.
Основные показатели, на которые нужно обратить внимание, — это размер и динамика активов банка, капитала, а также объем кредитного и депозитного портфеля. Эти данные продемонстрируют клиенту, насколько эффективно работает банк.

Какие факторы являются значимыми? На что нужно обращать внимание как частному, так и корпоративному клиенту?

— Важна информация о следующих показателях работы финансового учреждения: "трудовой стаж", размер филиальной сети, позиции в рэнкингах и топ–листах аналитических агентств.
Например, УБРиР, который 25 лет назад начинал работать на рынке как небольшой региональный банк, сегодня стабильно входит в топ–40 крупнейших банков России. Рейтинг кредитоспособности УБРиР подтвержден Национальным рейтинговым агентством (НРА) на уровне "АА", то есть очень высокий уровень кредитоспособности.
По информации RAEX, УБРиР входит в топ–30 крупнейших российских банков по величине активов, в топ–20 — по депозитному портфелю физлиц и в топ–40 — по величине кредитного портфеля частных клиентов.
Стоит обратить внимание и на государственные аккредитации банка: входит ли он в списки финансовых учреждений, которым дано право осуществлять социально значимые выплаты, выигрывает ли он конкурсы Агентства по страхованию вкладов на выплаты вкладчикам банков, лишившихся лицензии.

УБРиР есть в этих списках?

— Конечно. УБРиР входит в число тех кредитных организаций, на счета которых государство рекомендует перечислять средства для финансирования ремонтных работ многоквартирных домов, банк имеет право выплачивать соцпособия и пенсии.
В октябре 2015 года УБРиР был выбран АСВ в качестве инвестора для финансового оздоровления ВУЗ–банка. Кроме того, УБРиР аккредитован АСВ как банк–агент, который имеет право делать выплаты вкладчикам банков, у которых произошел страховой случай.
Также все облигации банка включены Банком России в Ломбардный список, что дает возможность держателям этих облигаций привлекать кредиты в ЦБ под залог таких бумаг. Этот факт также является подтверждением высокой надежности ценных бумаг УБРиР для потенциальных инвесторов.

На исполнение банком нормативов ЦБ РФ стоит обратить внимание?

— Клиентам стоит обратить внимание в первую очередь на исполнение норматива Н 1.0. Этот показатель не должен быть ниже уровня 8%. В УБРиР на 1 июля 2016 года его значение находится на уровне 11,05%, то есть банк имеет запас в размере 7,5 млрд рублей по капиталу. А это является хорошим показателем надежности.

Какое направление работы приносит сейчас больший доход и показывает лучшую динамику: обслуживание корпоративных клиентов или работа с физическими лицами?

— Мы не выделяем какое–либо направление как более прибыльное. Однако внутри подразделений приоритеты могут меняться в зависимости от того, какие продукты, необходимые бизнесу, нужно развивать.

Какие нововведения в банковском обслуживании кажутся вам наиболее актуальными в развитии банковского обслуживания?

— Последнее время участники рынка, и УБРиР в том числе, видят перспективы в развитии дистанционных сервисов для клиентов. В управлении финансами как частные клиенты, так и корпоративные ценят возможность самостоятельного решения задач, и интернет–банк становится своего рода мини–офисом, в котором в любое время можно воспользоваться услугами банка.

Какие прогнозы по итогам 2016 года вы могли бы сделать? Как дальше будет развиваться банковский рынок?

— Банковский сектор продолжится двигаться в направлении, заданном регулятором. Серьезных потрясений ждать не стоит, однако необходимо быть готовыми быстро вносить изменения в существующую систему. Как я уже говорил, ЦБ готовится вводить новые способы регулирования банковского сектора.
Возможно, в конце 2016 года будет реализована работа по первой классификации банков, что повлечет серьезные изменения в сложившемся укладе.

Справка

Уральский" банк реконструкции и развития (ПАО "КБ "УБРиР")

> Основан в 1990 г. Лидер банковской отрасли Свердловской области.
> На 1 июня 2016 г. активы банка достигли 337,3 млрд рублей, размер собственного капитала — 26,6 млрд рублей.
> Более 160 отделений в 43 регионах страны.
> Рейтинг кредитоспособности УБРиР по национальной шкале — "АА" (Национальное рейтинговое агентство).
> В октябре 2015 г. выбран АСВ в качестве инвестора для финансового оздоровления ВУЗ–банка.


Биография

Александр" Казанский

> Окончил экономический факультет СПбГУ, кандидат экономических наук.
> Карьеру начинал как начальник управления по работе с корпоративными клиентами и платежными системами департамента кредитных карт ЗАО "Балтийский банк".
> Занимал должности заместителя директора филиала "Санкт–Петербургский" ОАО "Альфа–Банк", управляющего петербургским филиалом банка "ICICI–Евразия" (ООО), и.о. председателя правления ЗАО "Банк содействия малому бизнесу" (СМБ–Банк).
> С 2014 г. — в Уральском банке реконструкции и развития.