Какие изменения нужны системе образования

Автор фото: Питалев Илья/ТАСС

Экономист Дмитрий Прокофьев - о том, какие изменения нужны системе образования.

В эти дни, когда выпускники–2016 с облегчением демонстрируют полученные ими дипломы, а абитуриенты готовятся к штурму приемных комиссий, снова звучат рассуждения об избытке экономистов и юристов, необходимости изменений в системе образования и недостатке у студентов то навыков, то знаний — в зависимости от точки зрения рассуждающего.
Легендарный мастер Левша, персонаж Николая Лескова, восхищался результатами "сочетания теории и практики" на английских заводах. "Работник… работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия. Перед каждым на виду висит долбица умножения, а под рукою стирабельная дощечка: все, что который мастер делает, — на долбицу смотрит и с понятием сверяет, а потом на дощечке одно пишет, другое стирает и в аккурат сводит: что на цыфирях написано, то и на деле выходит". В своем восхищении Левша был не одинок.
"При выходе из школы англичанину не представляет никакого затруднения найти свою дорогу в промышленности, земледелии или торговле, между тем как наши бакалавры, кандидаты, инженеры умеют только хорошо делать выкладки на доске. Через несколько лет они совершенно забывают бесполезную науку". Слова эти, сказанные в начале ХХ века, тем более примечательны, что их автор — француз, один из величайших мыслителей своего времени, заложивший основы социальной психологии, Гюстав Лебон.
В оценке современного ему французского образования Лебон был совершенно безжалостен: "Приученные мелочными правилами, ученики наших лицеев оказываются хорошо подготовленными на всю остальную их жизнь к однообразию мысли и действий… Всякое стремление к индивидуальному усилию у них совершенно подавлено…"
За полвека до того, как Лебон написал эти строки, великий писатель Николай Гоголь так рассказал об образовательных технологиях, применяемых одним русским учителем: "…Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально… А в ком я вижу дурной дух и насмешливость, я тому нуль!" Лучшим учеником у этого педагога считался Павлуша Чичиков, впоследствии осуществивший аферу с получением кредита под залог мертвых душ.
Другой современник Лебона, дипломат и политик Проспер де Шасселу–Лоба сделал удивительно точное замечание о разнице между знаниями и умениями и о значении компетенций: "…Несомненно, что работоспособность, стремление к непременному успеху и привычка к неустанному повторению усилий в принятом направлении — неоценимые силы, так как они могут прилагаться в любой момент и во всякой деятельности, запас же сведений, напротив, должен меняться сообразно с занимаемым положением и избираемой деятельностью".
Отдадим должное Лебону, он не только критиковал "латинскую" систему образования, противопоставляя ей "британскую", но и написал подробное руководство по организации учебного процесса, назвав его "Психология воспитания". Основную идею книги он выразил в таких словах: "Воспитание — искусство пропускать сознательное в бессознательное". То есть все полученные знания и умения должны становиться навыками человека, умеющего действовать и осваивать новое, применяясь к конкретным обстоятельствам своей жизни.
С чего следовало бы начать, если бы мы захотели воспитать носителя качеств, необходимых для результативной профессиональной карьеры? Лебон рекомендует обратить внимание не на программы, а на методы обучения. Однако, замечает он, чтобы изменять эти методы, "следовало бы сначала иметь возможность изменять идеи профессоров и, следовательно, их подготовку, отчасти даже их психику…" Но как это сделать?
Опыт, реализованный в этом году в СПбГУ, когда государственные аттестационные комиссии были сформированы исключительно из профессионалов, не имеющих непосредственного отношения к университету, интересен в первую очередь своим психологическим аспектом. Магистрантам и бакалаврам (и в известном смысле их преподавателям) пришлось столкнуться с оценкой их знаний и навыков теми людьми, которым в ближайшем будущем предстоит нанимать вчерашних студентов на работу и которые увидели их впервые в жизни. Опыт непростой, опыт, потребовавший от выпускников демонстрации способности переводить свои знания в действия и решения. Возможно, в этом опыте мы наблюдали первый шаг на пути трансформации не только образовательной практики, но и, пользуясь выражением Лебона, "психологии обучения".