Дмитрий Прокофьев, экономист Все статьи автора
17 июля 2016, 11:43 278

Какие изменения нужны системе образования

Фото: Питалев Илья/ТАСС

Экономист Дмитрий Прокофьев - о том, какие изменения нужны системе образования.

В эти дни, когда выпускники–2016 с облегчением демонстрируют полученные ими дипломы, а абитуриенты готовятся к штурму приемных комиссий, снова звучат рассуждения об избытке экономистов и юристов, необходимости изменений в системе образования и недостатке у студентов то навыков, то знаний — в зависимости от точки зрения рассуждающего.

Сколько должно стоить платное образование

Сколько должно стоить платное образование

241
ДП

Легендарный мастер Левша, персонаж Николая Лескова, восхищался результатами "сочетания теории и практики" на английских заводах. "Работник… работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия. Перед каждым на виду висит долбица умножения, а под рукою стирабельная дощечка: все, что который мастер делает, — на долбицу смотрит и с понятием сверяет, а потом на дощечке одно пишет, другое стирает и в аккурат сводит: что на цыфирях написано, то и на деле выходит". В своем восхищении Левша был не одинок.

"При выходе из школы англичанину не представляет никакого затруднения найти свою дорогу в промышленности, земледелии или торговле, между тем как наши бакалавры, кандидаты, инженеры умеют только хорошо делать выкладки на доске. Через несколько лет они совершенно забывают бесполезную науку". Слова эти, сказанные в начале ХХ века, тем более примечательны, что их автор — француз, один из величайших мыслителей своего времени, заложивший основы социальной психологии, Гюстав Лебон.

В оценке современного ему французского образования Лебон был совершенно безжалостен: "Приученные мелочными правилами, ученики наших лицеев оказываются хорошо подготовленными на всю остальную их жизнь к однообразию мысли и действий… Всякое стремление к индивидуальному усилию у них совершенно подавлено…"

За полвека до того, как Лебон написал эти строки, великий писатель Николай Гоголь так рассказал об образовательных технологиях, применяемых одним русским учителем: "…Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально… А в ком я вижу дурной дух и насмешливость, я тому нуль!" Лучшим учеником у этого педагога считался Павлуша Чичиков, впоследствии осуществивший аферу с получением кредита под залог мертвых душ.

Другой современник Лебона, дипломат и политик Проспер де Шасселу–Лоба сделал удивительно точное замечание о разнице между знаниями и умениями и о значении компетенций: "…Несомненно, что работоспособность, стремление к непременному успеху и привычка к неустанному повторению усилий в принятом направлении — неоценимые силы, так как они могут прилагаться в любой момент и во всякой деятельности, запас же сведений, напротив, должен меняться сообразно с занимаемым положением и избираемой деятельностью".

Отдадим должное Лебону, он не только критиковал "латинскую" систему образования, противопоставляя ей "британскую", но и написал подробное руководство по организации учебного процесса, назвав его "Психология воспитания". Основную идею книги он выразил в таких словах: "Воспитание — искусство пропускать сознательное в бессознательное". То есть все полученные знания и умения должны становиться навыками человека, умеющего действовать и осваивать новое, применяясь к конкретным обстоятельствам своей жизни.

С чего следовало бы начать, если бы мы захотели воспитать носителя качеств, необходимых для результативной профессиональной карьеры? Лебон рекомендует обратить внимание не на программы, а на методы обучения. Однако, замечает он, чтобы изменять эти методы, "следовало бы сначала иметь возможность изменять идеи профессоров и, следовательно, их подготовку, отчасти даже их психику…" Но как это сделать?

О чем говорят соцопросы и молчат россияне

О чем говорят соцопросы и молчат россияне

1050
Дмитрий Прокофьев, экономист

Опыт, реализованный в этом году в СПбГУ, когда государственные аттестационные комиссии были сформированы исключительно из профессионалов, не имеющих непосредственного отношения к университету, интересен в первую очередь своим психологическим аспектом. Магистрантам и бакалаврам (и в известном смысле их преподавателям) пришлось столкнуться с оценкой их знаний и навыков теми людьми, которым в ближайшем будущем предстоит нанимать вчерашних студентов на работу и которые увидели их впервые в жизни. Опыт непростой, опыт, потребовавший от выпускников демонстрации способности переводить свои знания в действия и решения. Возможно, в этом опыте мы наблюдали первый шаг на пути трансформации не только образовательной практики, но и, пользуясь выражением Лебона, "психологии обучения".

Новости партнеров
Реклама