Смольный заявил в ГУВД о пропаже 2,5 млрд рублей при строительстве "Зенит-арены"

На самой скандальной стройке Петербурга, "Зенит-арене", наступил переломный момент: Смольный и генподрядчик "Инжтрансстрой" публично обмениваются обвинениями в пропаже нескольких миллиардов рублей. Похоже, ни одна из сторон не готова к компромиссу.

Комитет по строительству направил в ГУВД по Петербургу и Ленобласти заявление о пропаже 2,5 млрд рублей при строительстве "Зенит-арены" компанией-генподрядчиком "Инжтрансстрой". Об этом "ДП" сообщил вице-губернатор Игорь Албин, курирующий и комитет, и строительство стадиона.
Генподрядчик, в свою очередь, сообщает, что ему не оплатили работы на 1 млрд рублей и не выделили несколько миллиардов, на которые увеличили смету. Рабочие из компаний-субподрядчиков "Инжтрансстроя" бастуют.
Еще на прошлой неделе обе стороны вели себя дипломатично, друг друга старались публично не критиковать, а любые предположения о проблемах на стройке отвергали. Тем временем чемпионаты по футболу все ближе и ближе. Не исключено, что выступить в роли рефери между двумя конфликтующими сторонами придется чиновникам самого высокого, федерального уровня.
"Уже к маю 2015 года по смете образовался дефицит 2,5 млрд рублей. Эти деньги были направлены генподрядчику, но растворились в неизвестном направлении. Также по кредитам у компании набежали проценты на 600 млн рублей. Зачем подрядчик вообще брал кредит, если ему был выдан аванс? И все проценты были оплачены из сметы стадиона!" — сказал "ДП" Игорь Албин.
Накануне " Инжтрансстрой " разослал в СМИ релиз, где сообщил, что работы на стадионе приостановлены из-за невыплаты 1 млрд рублей за работы и еще 4,3 млрд рублей, на которые была увеличена смета. Также "Инжтрансстрой" заявил, что в июле изменился проект строительства, появилось 30% новых работ, и это не может не повлиять на сроки стройки.
Игорь Албин заявил " ДП ", что оснований для выделения денег нет. "За июнь генподрядчик предъявил акты о выполненных работах лишь на 58 млн рублей при лимите на 1,2 млрд рублей! Величина неотработанных авансов в общей сложности составляет 3,6 млрд рублей", — возмутился вице-губернатор.
Заявления " Инжтрансстроя " о попытке рейдерского захвата стройки "Зенит-арены" через забастовку рабочих и о намеренном срыве сроков работ Игорь Албин назвал полным бредом. При этом он сообщил, что решение о расторжении контракта с генподрядчиком пока не принято.

Не поладили

В свою очередь, более 300 сотрудников "Инжтрансстроя" направили жалобу губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, в которой, в частности, они обвиняют в проблемах стадиона именно Игоря Албина. В письме говорится, что вице-губернатор не решает проблемы стройки, а лишь устраивает выговоры генподрядчику и субподрядчикам.
Один из субподрядчиков, работавших на стадионе, подтвердил "ДП" ситуацию, описанную в письме сотрудников.
"Мы ушли с этой стройки около месяца назад после выговора со стороны вице-губернатора. Меня не было на площадке, но рабочие сказали, что стояли близко к чиновнику, попали под горячую руку, и он обвинил их в отставании от графика. На тот момент нам не оплатили работы примерно на 27 млн рублей. Работы были выполнены. Но их отказываются принимать. То есть актов о приемке работ нет. Но там все в порядке, все сделано. На фоне пропавших миллиардов заказчик, видимо, считает, что несколько десятков миллионов — мелочь. Судиться бесполезно, это очевидно, к тому же иск поставит крест на дальнейшей работе по госзаказу на подрядах у комитетов, которые курирует Албин. На выплату долга тоже рассчитывать не приходится. Ситуация тупиковая", — сказал "ДП" топ-менеджер компании, работавшей на стадионе в числе субподрядчиков.  
Между тем петербургская прокуратура уже проверяет заявления рабочих о невыплатах зарплат. Игорь Албин считает, что в невыплатах виноват исключительно генподрядчик.

Расстаться быстро

Также " Инжтрансстрой " официально сообщает, что в последнее время в Смольном регулярно обсуждают расторжение контракта с генподрядчиком. Игорь Албин сообщил "ДП", что вопрос о расторжении не решен, но потом многозначительно добавил — "пока что не решен".
По данным " ДП ", вопрос скорее решен, а камнем преткновения остается юридическая сторона вопроса. Как правило, в подобных случаях Смольный расторгает  контракты в одностороннем порядке, сославшись на срыв сроков, например. Расторжение в таком случае происходит через суд. Это достаточно длительный процесс. Наблюдать его на практике можно на примере дорожного строительства. За последние 2 года в городе обанкротилось несколько крупных подрядчиков. Объявить конкурсы на достройку дорог и развязок Смольный не мог в некоторых случаях больше года из-за сложного бюрократического процесса.
В случае с дорогой зачастую чиновники договариваются с новым подрядчиком, и он возобновляет стройку до конкурса за счет собственных денег или кредитов, а потом, по случайному совпадению, выигрывает объявленный наконец конкурс и получает оплату за выполненные работы. В случае со стадионом воспользоваться такой схемой будет сложно. Стройка очень заметная, крупная, и работы там без контракта привлекут много внимания. 
По данным " ДП ", Смольный направит "Инжтрансстрою" письмо с требованиями, которые компания вряд ли способна выполнить. В случае невыполнения требований контракт можно будет расторгнуть более оперативно. Среди требований будет выплата штрафов за срыв промежуточных сроков работы.

Идиллия закончилась

Еще одна интересная деталь — "Инжтрансстрой" назвал конкретных субподрядчиков, чьи рабочие, по мнению компании, пытаются сорвать строительство стадиона. Среди них фирмы "Леокам", "Элпром", "Управление строительства 620".
Так, " Леокам " — московская компания, которая недавно выиграла конкурс на благоустройство набережной рядом с "Зенит-ареной". Ранее компания получила в Петербурге лишь один подряд. Игроки рынка полагали, что компанию рекомендовал Марат Оганесян, бывший строительный вице-губернатор Петербурга. Сейчас он работает в банке "Российский капитал" и отвечает за проблемные долевые стройки в Петербурге. Помощник Марата Оганесяна сообщил "ДП", что какие-либо вопросы, связанные с "Зенит-ареной", он не считает необходимым комментировать.
Еще месяц назад Смольный и "Инжтрансстрой" изображали полную идиллию в отношениях, уверяли, что работа идет полным ходом и серьезных проблем со стадионом нет. Все публикации о проблемах на стройке опровергали. Терпение у обоих сторон, между тем, закончилось прямо накануне выборов, и не исключено, что разбираться со скандальной стройкой и долгами перед рабочими в итоге придется чиновникам самого высокого, федерального уровня.