Выставка Николая Шестопалова проходит в Русском музее

Арт–критик Станислав Савицкий о выставке Николая Шестопалова.

Выставка Николая Шестопалова в Строгановском озадачит и знатоков советского искусства, и тех, для кого история СССР ясна, как школьный учебник. Шестопалов — забытый художник. Специалистам имя его попадалось в каталогах выставок Императорской академии и в материалах АХРР, но знают его творчество избранные искусствоведы.
О Шестопалове не расскажешь так, как обычно говорят про художников дореволюционного поколения, ладивших с советской властью. Он не соцреалист, не модернист, подстраивавшийся под изменчивую конъюнктуру и нашедший себе нишу при большевиках, на диссидента и вовсе не похож.
Начинал в Академии художеств, учился в студии Тенишевой у Ильи Репина, в начале 1920–х вступил в АХРР, до конца дней был членом МОСХ. Политика его интересовала постольку–поскольку, особенно до революции. В советское время Шестопалов брался за идеологические сюжеты так, как будто Днепрогэс был не стройкой века, а натурой для экспрессионистических зарисовок. Он много ездил в творческие командировки, живописуя строительство новой жизни.
При этом в его работах нет ни соцреалистического рвения, ни запала левых авангардистов. Портрет племенного быка — гордости колхоза "Коммуна имени Ленина" — не заряжает нас энтузиазмом первых пятилеток. Вместо радости светлого будущего бросаются в глаза увесистые гениталии и морда, испещренная экспрессионистическими кляксами (знал бы профессор Книрр, у которого Шестопалов учился в Мюнхене, как пригодятся его уроки!).
Пейзажи Крыма, Кавказа и Средней Азии тоже лишены идеологической подоплеки. С лихвой восполняет дефицит сознательности "Арест Пушкина", где поэт застигнут врасплох коварными жандармами. Но эта вершина идиотизма, как и многочисленные открытки, которыми Шестопалов зарабатывал на жизнь, опять–таки оставляют нас в недоумении.
Это издевательство или циничная работа на заказ? Кем был рядовой советский художник: ерником, сомневающимся элементом или талантом, безразличным ко всему? О чем свидетельствует советское искусство? О службе обществу, победе творчества над идеологией или хаосе истории? Шестопалов убеждает в том, что СССР для нас по–прежнему неразгаданная загадка.