Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский на круглом столе "ДП" ответил на острые вопросы, волнующие предпринимателей, и рассказал, каким видит будущее госрегулирования.
Статс–секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цариковский, выходец из Петербурга, хорошо известен местному деловому сообществу. Он занимает пост заместителя руководителя ФАС с 2004 года (с 2006–го — статс–секретарь, заместитель руководителя), а до этого работал в Законодательном собрании Петербурга, затем возглавлял аппарат первого вице–губернатора — председателя комитета финансов администрации города.
В рамках круглого стола, организованного газетой "Деловой Петербург", Андрей Цариковский встретился с петербургскими предпринимателями. Участники обсуждали монополизацию отдельных отраслей, проблемы малого бизнеса, борьбу антимонопольных служб с недобросовестными подрядчиками и заказчиками.
Андрей Цариковский, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
Читайте также:
Авторская колонка
Какая бизнес-идеология нужна в России
Как научить местных подрядчиков и заказчиков строго соблюдать рекомендации ФАС?
— Во–первых, штрафовать. Да, штрафы небольшие — до 50 тыс. рублей, но чиновники регулярно допускают одни и те же нарушения. Например, в одном из федеральных министерств чиновник допустил около 100 нарушений, и штраф соизмерим с его зарплатой года за полтора.
Кроме того, вскоре будут изменения в КоАП, по которым за невыполнение предписаний ФАС лица, замещающие государственные должности, ожидает дисквалификация. Это послужит хорошим стимулом, чтобы соблюдать закон.
Мы также тесно сотрудничаем с правоохранительными органами. Потому что нарушения бывают разной степени тяжести. И если кто–то ворует, то еще товарищ Жеглов говорил: "Вор должен сидеть в тюрьме".
Мы также ведем много судебных процессов, отстаивая свои позиции. Моя любимая фраза: "Увидимся в суде". К сожалению, часто судейский корпус в регионах находится под давлением местных администраций, которые утверждают, что якобы нарушения происходят, но это для общего блага. Из этого следует страшная вещь: мы начинаем жить по понятиям, а не по законам.
Борьба с монополиями на петербургском рынке: в частности, в строительстве метро задействована единственная компания на рынке.
— Мы относимся крайне негативно к любым монополиям. Да, эти компании — профессионалы и хороши в своем деле, и, когда городские власти думают о надежности исполнителя, это тактический выигрыш. Но стратегически это проигрыш. Но, например, в том, что касается строительства метро, ситуация меняется. Я понимаю, что в районе "Площади Мужества" в работах надо уходить глубоко под землю, для чего нужны определенные навыки и инструменты. Но сейчас метро идет в новые районы города, где можно строить надземные пути, как в Москве.
Как заказчики отсеивают "нежелательных" участников — оценка репутации, объединение однотипных работ для укрупнения его стоимости — и как с этим бороться?
— Крайне сомнительным кажется вопрос репутации, к которой часто апеллируют заказчики. Мы понимаем, что необходимо отсеивать непрофессиональных участников. Но как можно измерить деловую репутацию? Вот судимость — вещь измеримая, а репутация — нет. И получается, что многие решения по форме принимаются верно, а по сути — полное издевательство.
В объединении работ в один лот есть определенная логика.
Например, речь идет о строительстве дороги со сложными техническими сооружениями. Дорога в таком случае выставляется на аукцион, а технические сооружения — на конкурс.
Дороги строят одни, технические сооружения — другие. Был случай, когда дорогу с двух сторон строили разные подрядчики и разошлись метра на три. И что в этом случае делать? Это вопрос, который требует изменений в законодательстве.
Есть еще одна любимая история заказчиков — это "заточка" документации. Был случай, когда государственная компания заказала сувенирные пакеты на миллионы рублей и прописала в документации определенное содержание в составе этих упаковочных пакетов свинца. Понятно, что этот конкурс объявлен под специального заказчика.
Таких случаев очень много. С другой стороны, если все не расписать в документации, то потом не будет возможности предъявлять претензии к исполнителю. Это поединок брони и снаряда.
Об участии малого бизнеса в закупках и конкурсах.
— Сейчас правительство России крестом и мечом загоняет заказчиков к закупкам у малого бизнеса, и это стратегически правильно. Но мы вынуждены для этого идти на искусственные меры, создавая квоты. Эта система до сих пор несовершенна, часто госкомпании отдают на откуп заказы "дочкам" и однодневкам. К сожалению, к этому тяжело придраться, потому что в законе детали по закупкам у малого бизнеса не прописаны. Но я считаю, что ловушки с аффилированностью нужно убрать. Как показывает практика, госзаказчики часто выбирают крупного подрядчика, а те в свою очередь привлекают "свои" компании. То есть получается, что до реальных субъектов малого предпринимательства деньги не доходят.
О последствиях объединения ФСТ и ФАС.
— Присоединение службы по тарифам к федеральной антимонопольной службе было непростым процессом. Мы пошли по сложному и мучительному пути, когда создали единую систему управления, соединив антимонопольную и тарифную составляющие, потому что это звенья единого процесса. Безусловно, это имеет позитивные последствия. Больше механического повышения тарифов не будет, и монополисты это понимают. Им необходимо снижать тарифы, уменьшая издержки. Повышать их можно только в разумных пределах. Изменение тарифа вверх возможно только в случае, если выгоду приобретает общество, а не монополист. Это наше четкое тарифное правило. Мы даже придумали ему шутливое название — тарифы в обмен на инвестиции.
О перспективах объединения региональных служб по тарифам и территориальных органов ФАС.
— На региональном уровне объединение в единую систему имеет как свои плюсы, так и минусы. Минус заключается в том, что в каждом регионе есть своя специфика, свои правила игры, и региональные службы в этом плане могут быть более гибкими. Плюс в том, что объединенный тарифный орган может эффективнее формировать единую тарифную политику, общий подход к регулированию.
О будущем регулирования.
— В ходе Петербургского международного юридического форума премьер–министр Дмитрий Медведев говорил, что мы должны переходить к мягкому регулированию, не пытаясь прописать в законе абсолютно все, но следуя разумным требованиям. В поправках к 223–ФЗ прописаны положения из Стандарта закупочной деятельности, который разработан антимонопольной службой и которому уже следуют крупные корпорации России. Там речь идет о саморегулировании, когда заказчики вводят его, не дожидаясь пугачевского бунта со стороны подрядчиков. Да, тогда они проигрывают в тактике, но выигрывают в стратегии. За мягким регулированием будущее.
На фото: Владимир Виленчик, управляющий Санкт–Петербургским филиалом ПАО АКБ «Связь–Банк»
Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт–Петербургу:
"Метрострой" действительно занимает доминирующее положение на рынке строительства метро, и он действительно обладает всеми возможностями для строительства. Позицию городской власти в какой–то степени можно понять. Качество, выполняемость, надежность, безопасность — об этом регулярно говорит губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Но в то же время мы видим, насколько быстро растет московский метрополитен по сравнению с петербургским, в том числе и потому, что на столичном рынке есть конкуренция, которой нет у нас. Поэтому практику ежегодного выбора одной и той же компании нужно прекращать. Если это можно назвать выбором.
Подобная ситуация есть и на других рынках. Например, в мостостроении. Монополизация отрасли всегда в перспективе губительна, хотя в тактическом измерении и может — во многом иллюзорно — принести какие–то плоды. По установленным правилам, жалобы на закупки, начальная (максимальная) цена которых больше 1 млрд рублей, рассматривает Центральный аппарат ФАС России. Поэтому жалобы на конкурсы по строительству тех или иных станций рассматривает ФАС России, а, например, конкурсы по инженерной подготовке территории для строительства объектов новых станций метро — петербургское УФАС.
Денис Евдокимов, заместитель генерального директора ООО «ЮАРАЙТ»:
Уважения к решениям УФАС у заказчика действительно никакого нет. Например, в Ленинградской области сотрудники комитета государственного заказа так и говорят заказчикам: вы не бойтесь УФАС, идите в суд, накладывайте обеспечительные меры, а пока контракт будет исполняться. Мы в своей практике регулярно сталкиваемся с тем, что суды не хотят разбираться в деталях антимонопольных дел. УФАС Ленобласти проиграло 53 дела, когда оценивалась деловая репутация по ГОСТу, предназначенному для оценки деловой репутации строительных организаций, в то время, как объектом закупки являлись проектные работы. Сейчас готовятся обращения в Верховный суд. Но проблема заключается в том, что суды не хотят разбираться в таких делах, мотивируя это тем, что заказчикам виднее, какие критерии оценки они могут использовать. Удивляет и поведение заказчика. Мы принимали участие в консультировании участника конкурса на строительство Красносельской линии метро. Конкурс на сумму более $500 млн был проведен за 20 дней. Наши иностранные партнеры, известная компания, которая строит подобные объекты во всем мире, хотели выступить подрядчиком и недоумевали, как это возможно. Как можно в такие короткие сроки проводить конкурсы на такие серьезные деньги? За это время невозможно даже ознакомиться с проектной документацией.
Владимир Виленчик, управляющий Санкт–Петербургским филиалом ПАО АКБ «Связь–Банк»:
Есть ли место малому бизнесу в системе исполнения государственных закупок? Его доля сегодня крайне незначительна. При этом у малого предпринимательства меньше возможностей с точки зрения финансов и государственных гарантий, поэтому ему требуется большая поддержка. Это вопрос идеологический. Доля малого бизнеса в структуре ВВП России — менее 20%, а в развитых странах она составляет более 50%. Эту ситуацию нужно менять, в том числе и с помощью регулирования.
Дмитрий Злобин, заместитель генерального директора ООО «Энергетика и право»:
Как уже отмечалось ранее, в 2015 году на федеральном уровне осуществлено объединение ФСТ и ФАС, и это был непростой процесс. Планируется ли в ближайшее время проведение подобных реорганизаций на уровне субъектов РФ, то есть объединение региональных служб по тарифам (РЭК) и региональных отделений ФАС? Конечно, для проведения этого требуется перераспределение определенных полномочий между уровнями государственной власти, но тем не менее как вы видите развитие этого в ближайшей перспективе?
Марина Нечай, заместитель директора — исполнительный директор СПб ГУП «АТС Смольного»:
СПб ГУП "АТС Смольного", являясь унитарным предприятием, осуществляет закупки и ведет договорную деятельность в соответствии с ФЗ № 223–ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Поскольку речь шла об опасениях представителей малого бизнеса при участии в конкурентных процедурах, хотелось бы отметить, что перечень услуг, товаров и работ, закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства, у СПб ГУП "АТС Смольного" достаточно большой, хотя официально такая практика введена сравнительно недавно. Как заказчик мы не просто соблюдаем законодательство, но и размещаем достаточно большую долю закупок среди малых и средних предприятий.
Также предприятие включено в перечень конкретных заказчиков согласно постановлению правительства РФ от 19 апреля 2016 г. № 717–р и наравне с ограниченным кругом организаций по всей России подлежит мониторингу и оценке соответствия со стороны контролирующих органов. За нашей деятельностью наблюдает и Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. При этом предприятие является коммерческой организацией, уставной целью деятельности которой является получение прибыли. Отсюда и отношение к распределению бюджета и ресурсов как у любого хозяйствующего субъекта, не имеющего дотационных источников финансирования.
Андрей Ермаков, индивидуальный предприниматель:
Хотелось бы видеть поддержку со стороны государства не в направлении ужесточения и учащения различного рода проверок тех российских компаний, кто все же решился заниматься реальным производством, а в направлении проверок тех бизнес–цепочек, по которым импортные товары попадают на полки отечественных супермаркетов, приобретая на пути от границы до магазина сотни процентов добавленной стоимости. Нужно привлекать к этим мероприятиям специалистов налогового, валютного и таможенного контроля и органы Роспотребнадзора. И начинать подобные новации необходимо от полок магазинов, двигаясь в сторону таможенных постов. Пока же в практике проверок — проверки лишь отдельных компаний. При этом "молодые, да новые" компании из–под этого контроля выпадают. Сегодня как никогда важна позиция бизнес–сообщества, предпринимателей, СРО–секторов рынка, направленная на развитие и реализацию законодательных инициатив органов власти для поддержки предпринимательства.