Грузооборот российских портов Балтики растет на удобрениях и зерне

Автор фото: Архив «ДП»

Российские порты Балтики наращивают экспорт удобрений и зерна, что позволяет им увеличивать грузооборот, несмотря на замедление объемов перевалки основных экспортных товаров: угля, леса, металлолома, нефти.

Грузооборот российских портов Балтийского моря растет на минеральных удобрениях и зерне. С января по апрель 2016 года порты Балтики увеличили перевалку грузов на 2%, преодолев отметку 77 млн т. И если раньше грузооборот рос за счет экспорта нефти и угля, то с начала этого года набирает обороты перевалка на экспорт минеральных удобрений и зерна — эти товары демонстрируют самый высокий прирост к предыдущему году: 9% и 24% соответственно.
Министр сельского хозяйства России Александр Ткачев на минувшей неделе даже заявил, что зерно станет основным источником экспортных доходов России. Правда, он не уточнил, когда это случится. В целом перевалка основных экспортных товаров России (нефти, нефтепродуктов, угля, леса) в портах Балтики сокращается (на 2% в начале 2016 года). Но все же их доля в общем грузообороте занимает доминирующее положение — 74%, что в десятки раз больше доли зерна.

Между металлом и удобрениями

Впрочем, никто не сомневается, что экспорт зерна будет нарастать. Благодаря большим субсидиям государства в сельское хозяйство фермеры собирают рекордные урожаи пшеницы, а слабый рубль способствует сельскохозяйственному экспорту. За 2015 год Россия вывезла за границу зерновых на $20 млрд, обогнав США и Канаду. А в этом году может нарастить объемы на 20% — это почти вдвое больше, чем экспортируют производители минеральных удобрений. А еще через год фермеры могут опередить по объемам экспортной выручки металлургов и тогда займут третье место в списке крупнейших экспортеров страны после угольщиков и нефтяников.
Правда, вывозится зерно в основном через черноморские порты. Хотя в последнее время им все сложнее справляться с растущим потоком, и некоторые партии, даже предназначенные для средиземноморских стран, чаще покидают Россию по Балтике.
На Северо–Западе, в Новгородской и Вологодской областях, расположены основные производственные мощности крупных российских производителей минеральных удобрений "Акрон" и "ФосАгро". Они экспортируют около 80% своей продукции в Азию, Африку, ЕС. Помимо удобрений позитивную динамику, но значительно более скромными темпами демонстрируют черные и цветные металлы.

Металлолом и лес

Позитивную статистику портят лес и металлолом. "Перевалка металлолома снизилась на 42%, до 0,2 млн т, в связи с падением закупочных цен у клиентов в странах Ближнего Востока и увеличением цен на российском рынке", — констатируют в ОАО "Морской порт Санкт–Петербург".
Лесные грузы тоже резко пошли на убыль после взлета перевалки в конце прошлого года. Из–за девальвации рубля древесину активно вывозили за границу, но сейчас рынок насытился. "Спрос упал, сырья всем хватает, склады забиты древесиной. Могу судить об этом по компаниям нашей группы", — говорит Вячеслав Канатов, генеральный директор ООО "Мется Свирь" (входит в финскую Metsa Group, работает в 30 странах мира). Еще, по его мнению, на экспорте негативно отразилось государственное регулирование: российским экспортерам необходимо получать в Минпромторге лицензии на вывоз древесины, а покупатели в Евросоюзе должны оформлять квоты. Все это затрудняет товарообмен.

Стабильность наступила

Ситуация с импортом стабилизировалась, он перестал падать, отмечают в одной из стивидорных компаний GlobalPorts. Контейнерный оборот даже вырос на 3%, что укладывается в рамки статистической погрешности, и можно сказать, что он держится на прошлогоднем уровне.
С этим соглашаются и остальные стивидоры, отмечая, что развитие импорта зависит от множества политических и экономических факторов, поэтому спрогнозировать его динамику невозможно. "В целом сложно оценить ситуацию, могу сказать по нашей компании: импорт фруктов и овощей стремительно растет, примерно на 40% выше уровня 2015 года", — говорит Ирина Капитанова, заместитель генерального директора группы компаний "Балтика Транс". По ее мнению, динамика импорта потребительских товаров наиболее чувствительна к изменениям курса национальной валюты. "В начале года грузополучатели заморозили контракты из–за резкого падения курса рубля. А сейчас мы видим рост импорта и надеемся, что он продолжится", — добавляет эксперт.
Доля экспорта в общем грузообороте балтийских портов (без учета нефти и нефтепродуктов), по оценкам стивидоров, в среднем уже составляет 60%. А если не учитывать контейнерные грузы, то доля экспорта достигает 90%.