Пассажирские перевозки в Петербурге оказались вне закона

В Петербурге невозможно легально запустить ни один новый пассажирский маршрут из-за того, что комитет по транспорту почти год тянул с разработкой нового городского закона о перевозках.

Федеральное законодательство в сфере пассажирских перевозок обновилось год назад. В июле 2015 года был принят, а в январе этого года вступил в силу 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров…".  Региональные власти на местах были обязаны привести свои законы в соответствие с новым, базовым законом. В Петербурге этого не сделано до сих пор. Глава комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Сергей Никешин говорит, что депутаты ждали из Смольного новый законопроект о пассажирских перевозках в Петербурге еще зимой, но чиновники затянули его разработку.
Действующие договоры с частными перевозчиками были перезаключены до 2020 года, с государственным ГУП "Пассажиравтотранс" — до 2015 года. В Петербурге 15 частных компаний обслуживают 242 субсидируемых (социальных) маршрута, "Пассажиравтотранс" — 150 маршрутов. Коммерческих маршрутов в городе около 300. Все они могут продолжать работать про старым правилам.
Главная проблема, которая возникла в Петербурге, — с момента вступления в силу нового ФЗ невозможно запускать новые маршруты, признает первый заместитель председателя комитета по транспорту Елена Осинцева. В первую очередь это касается новых районов с активным жилищным строительством и нового СИЗО Кресты-2 в Колпино. Уточнить количество маршрутов, запуск которых откладывается, чиновница отказалась.  
"Конечно, жителям домов в новых кварталах важно, чтобы к ним ходили городские автобусы. Это дешевле, и безопасность перевозок у них выше. Но ситуация не катастрофическая. Эту нишу заполнили частные перевозчики. Задерживая запуск новых маршрутов, комитет по транспорту и бюджет лишаются денег, которые пассажиры платили бы за проезд. Получается, они наказывают сами себя", — говорит генеральный директор строительной компании "Дальпитерстрой" Аркадий Скоров (построил более 20 домов в Шушарах). По словам вице-президента НП "Объединение строителей Санкт-Петербурга" Алексея Белоусова, сейчас ситуация с запуском городского общественного транспорта настолько тяжелая, что некоторые застройщики вынуждены брать на себя и эти расходы. В качестве примера он привел проект "NewПитер" "Строительного треста", который на свои средства запускает маршрутки от ближайшей станции метро.  
На днях проект "Об организации регулярных пассажирских перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом в СПб" все-таки поступил на рассмотрение Законодательного собрания. Но у депутатов к нему масса претензий. Документ рамочный, в нем мало конкретики, все самые важные вопросы отданы на откуп городскому правительству и будут приниматься отдельно, в виде постановлений. Среди них — разработка требований к перевозкам пассажиров по нерегулируемым маршрутам, порядок установления новых маршрутов или отмена действующих, критерии оценки заявок, поданных на конкурс за право пассажирских перевозок и др. Как заявил депутат Алексей Макаров, регулирование этих вопросов через постановления правительства противоречит Уставу города. Елена Осинцева сообщила, что все необходимые подзаконные акты уже разработаны и комитет готов включить в текст закона.
Депутат Максим Резник возражает против того, чтобы стоимость проезда в автобусах, маршрутах и метро устанавливали чиновники комитета по тарифам. Он вместе с депутатом Мариной Шишкиной разработал альтернативный законопроект, по которому тарифы должны утверждаться ежегодно отдельным законом перед принятием бюджета на следующий год. Правда, пока этому проекту не давали хода.
В четверг члены двух комиссий — по городскому хозяйству и по транспортному комплексу — договорились принять закон в первом чтении в существующем виде, чтобы затем доработать поправками во втором чтении. Но депутатам придется очень постараться, чтобы успеть принять законопроект до конца весенней сессии. Последнее заседание состоится 29 июня, и есть риск, что закон оставят на осень. А значит, вопросы пассажирских перевозок придется решать уже следующему созыву парламента.