Зачем властям понадобился платный въезд в города

Перед выборами власти вбрасывают в общество скандальные инициативы, одну за другой, хотя, казалось бы, должны стремиться к понижению градуса напряженности. Очередной спорной идеей становится разрешение введения платы за проезд по дорогам. Как и прежде, никто ничем не рискует.

Совсем недавно президент Владимир Путин на заседании президиума Экономического совета поручил правительству найти новые источники экономического роста для России. И один источник власти нашли очень быстро, ускорив процесс внедрения в городах системы платного проезда.
Комитет Госдумы по транспорту одобрил идею и рекомендовал принять внесенный в апреле проект закона "Об организации дорожного движения" в первом чтении. Региональные и местные власти смогут, согласно документу, в том числе устанавливать "временное ограничение движения транспортных средств... посредством взимания платы". И некоторые депутаты Госдумы подтвердили: да, это открывает возможность к платному въезду в города или в их центр.
При этом допускается широкая дифференциация. Платный проезд можно будет вводить для различных категорий транспорта (по принадлежности, экологическому классу, наполненности пассажирами), в определенные дни или время суток. Вводя платный проезд, власти должны либо озаботиться взамен развитием общественного транспорта и велодорожек, либо обеспечивать альтернативные пути.
Поскольку Петербург является одним из двух городов в России, где введение платного въезда в центр вообще имеет какой-то иной смысл, кроме выжимания денег в бюджет (что, впрочем, не факт: нельзя исключать, что, как и в случае с "Платоном", в кустах уже притаилась какая-нибудь компания, готовая поставить шлагбаумы и собирать деньги), вероятно, следует обратить на эту инициативу внимание.
Судя по тому, как в Петербурге внедряли платную парковку, опасаться нечего. Все будет происходить долго, мучительно и в конце концов толком работать не будет. К тому же не вполне понятно, не придется ли при введении платного въезда отменять платную парковку, потому что брать деньги за то, чтобы приехать, а потом еще и за то, чтобы встать, по российским меркам совсем негуманно. Все-таки не Лондон.
С другой стороны, кто сказал, что рассматривать нужно только центр? Платным можно сделать, например, въезд в Курортный район летом — по примеру Юрмалы. Или КАД. Или мосты. Или вообще любую популярную магистраль вроде Московского проспекта. Законопроект позволяет. Хотя предписание развивать в таком случае общественные перевозки может обойтись бюджету куда дороже, чем сборы с водителей, но кто сказал, что реально развивать их так уж обязательно? Так или иначе, а платный проезд — всегда прибыток на ровном месте. Налоги обещали не поднимать, но никто не обещал не учреждать новых пошлин.
Интересно, что такие взрывоопасные инициативы, как платный проезд или присвоение мосту в Петербурге имени Ахмата Кадырова, выносятся на публику в точности к началу предвыборной кампании, причем именно правительственными кругами. Фактически власти тем самым сами искусственно создают повестку дня, навязывая обществу темы для обсуждения, и вкладывают в руки большинства партий прекрасный инструмент для привлечения избирателей на избирательные участки. Ну а потом при желании все скандальные инициативы все равно можно будет утвердить — как показал пример с "Платоном", стихийные бунты все равно довольно быстро рассасываются.