Порт теряет грузы

Грузооборот в морском порту Петербурга продолжает падать из–за санкцийи девальвации рубля. Конкуренция среди стивидорных компаний ужесточается.

В2015 году грузооборот Большого порта Санкт–Петербург составил 51,5 млн т, что на 15,8% меньше показателя 2014 года. По итогам января–апреля 2016 года объем перевалки грузов в порту еще снизился на 8% и составил 15,7 млн т, из них сухогрузов — 13,5 млн т (минус 1,5%), наливных — 2,2 млн т (–33,8%). По данным Ассоциации морских портов России (АСОП), за 4 месяца 2016 года снижение было отмечено в перевалке нефтепродуктов на 33,6% (до 2,3 млн т), минеральных удобрений — на 12,5% (до 2,0 млн т) и металлолома — на 26,1% (до 0,53 млн т). Снижение перевалки нефтепродуктов здесь связывают со спадом доставок груза в морской порт речными судами из–за обмеления рек.
В то же время выросли объемы перевалки грузов в контейнерах на 2,2% (до 6,8 млн т), черных металлов — на 2,0% (до 1,7 млн т), рефрижераторных грузов — на 21,6% (до 0,58 млн т) и цветных металлов — на 2,1% (до 0,54 млн т).

Контейнерная зависимость

Введенные санкции в отношении России прежде всего негативно повлияли на грузопоток контейнерных грузов, отмечают в АСОП. Причем в порту Петербурга осуществляется основной объем перевалки контейнеров в стране. По результатам 2015 года доля порта составила 43,5% от общероссийского контейнерооборота.
С начала кризиса перевалка контейнерных грузов в петербургском порту сократилась примерно на треть. Так, если в 2013 году в петербургском порту перегрузили 2514,5 тыс. TEUs, то в 2015 г. — 1715,1 тыс. TEUs (–31,8%). Перевалка грузов в контейнерах в 2015 году упала до 19,8 млн т, или на 16,7%, в сравнении с 2014 годом.
"На потребительские товары, перевозимые в контейнерах, западные санкции практически не оказали влияния. Что касается продуктового эмбарго, то основной объем этих грузов традиционно доставлялся из Европы в Россию автомобильным транспортом. Часть европейских продуктов была заменена товарами из стран, поставка из которых идет морем, например из Египта, благодаря чему контейнеризация продуктового импорта даже выросла на несколько пунктов", — отмечает Василий Шульцев, руководитель коммерческого департамента группы Global Ports в Северо–Западном регионе.
По словам Василия Шульцева, девальвация нацвалюты и падение покупательной способности обусловили снижение импорта, но курс рубля обеспечил рост конкурентоспособности российских экспортеров, что привело к устойчивой тенденции контейнеризации экспортных грузов.

Работа на экспорт

В 2015 году на долю экспортных грузов пришлось 72,5% от общего грузооборота морского порта Петербурга, импортных — 26,5%, каботажных — 1%.
"Анализ грузооборота Большого порта Санкт–Петербург по направлениям в 2015 году показывает, что снижение объемов перевалки было отмечено в экспорте на 9,5%, в импорте — на 24,6%, в каботаже падение составило в 3,5 раза", — сообщили в АСОП.
Вместе с этим в январе–апреле 2016 года импорт в порту вырос на 3,6% благодаря увеличению поставок рефрижераторных грузов и глинозема. Экспорт за тот же период уменьшился на 11,7% из–за снижения поставок минеральных удобрений и нефтепродуктов.
Доля экспортных грузов также превалирует у лидера по грузообороту среди стивидоров петербургского порта — компании "Морской порт Санкт–Петербург". В 2015 году экспортный грузопоток компании составил 6,6 млн т, импортный — 1,3 млн т. "Доля экспорта в структуре грузооборота составила 83%, импорта — 17%, что в целом соответствует показателю 2014 года с долей экспорта 82% и импорта 18%", — рассказывает управляющий директор ОАО "Морской порт Санкт–Петербург" Павел Олейник.
"Основные грузопотоки нашей компании связаны с экспортом черных металлов и перевалкой контейнеров. Экспорт металлов в 2015 году незначительно вырос в сравнении с 2014 годом. Соотношение экспорта / импорта контейнеров на нашем терминале сохранилось на уровне 40% — экспорт, 60% — импорт. Режим санкций не оказал существенного влияния на структуру грузооборота", — говорит Андрей Зубарев, руководитель ЗАО "НЕВА–МЕТАЛЛ".

Борьба за клиента

В условиях снижения грузопотока растет конкуренция среди стивидорных компаний. "Для стивидорного рынка условия сильной конкуренции в борьбе за грузопоток и клиента характерны уже на протяжении последних нескольких лет, — утверждает Павел Олейник. — Сегодня в петербургском порту стоимость обработки многих грузов, например контейнерных или продовольственных, более конкурентоспособна. В результате здесь наращивается грузопоток, который раньше был характерен для портов Прибалтики".
На рынке наблюдается переизбыток свободных мощностей. Василий Шульцев: "В данный момент технологические мощности участников рынка значительно превышают потребности клиентов, и в ближайшие годы даже при условии роста грузопотока проблем в этом плане не предвидится. В частности, терминалы Global Ports благодаря инвестициям предыдущих лет располагают значительным запасом свободных мощностей, что позволяет обеспечить рост спроса на перевалку при восстановлении рынка".
По мнению Андрея Зубарева, появление новых крупных игроков на рынке стивидорных услуг маловероятно.
Основная конкурентная борьба за объемы, как и ранее, будет происходить между действующими компаниями отрасли.